Пока ситуация в нашем кино – и взрослом, и детском – всё ещё печалит. Хотя в целом российский кинематограф как отрасль выходит из глубокого кризиса. За счёт чего? Прежде всего за счёт того, что постепенно реанимируется прокат. Даже модным становится у подростков (а известно, что 70 процентов зрителей – это молодёжь в возрасте от 15 до 25 лет) пригласить девушку на вечерний сеанс.
Эти молодые люди вернулись в такие кинотеатры, где есть попкорн, кофе, большой экран, хороший звук, мягкие кресла и тому подобное, их даже цена на билеты не очень-то смущает. Но здесь же кроется и засада, как принято нынче говорить. Мультиплексные кинотеатры чётко расписывают и так же чётко прокручивают американский репертуар – и хорошие ленты, и пустые боевики. Система работает внятно, понятно, беспроигрышно, имеет рекламное и любое другое сопровождение.
В производстве же российских фильмов и их прокате отлаженной системы до сих пор нет. Пробиться к зрителю российскому фильму по-прежнему сложно, кроме, может быть, тех картин, которые продвигает, например, Первый канал.
Конечно, можно вспоминать, как хорошо всё было в советские времена, когда в кино ходили всей семьёй, а потом на кухнях спорили до хрипоты. Можно вспоминать огромные очереди за билетами и на советские, и на иностранные картины. Вспоминать, что наше кино содержало тогда не только себя, но и, образно говоря, средних медицинских работников всей страны. Но не вернутся больше те времена. Это данность, тут бесполезно слёзы лить.
Сейчас, конечно, уже понятно всем, что неправильно что-то спаяли в нашей киноиндустрии при переходе от советской системы к рыночной. Взрослому кино непросто, но детскому гораздо сложнее. Государство даёт половину необходимых для производства детского фильма средств, остальное надо находить.
Но если взрослое кино имеет больше шансов окупиться достаточно быстро, то фильмы для детей – почти всегда штука долгоиграющая: сеансов мало, картины окупаются медленно, подчас годами. Между тем, чтобы снять яркий, запоминающийся детский фильм, нужно не менее 3,5–5,5 миллиона долларов. Потенциальные спонсоры, особенно в кризисное время, вынуждены считать деньги, и этих людей нельзя не понять.
Однако есть обнадёживаюшие моменты. Создан Координационный совет по развитию кинематографа при правительстве России, который возглавил сам премьер. Первое заседание, как все видели по ТВ, прошло совсем недавно в стенах ВГИКа. Там Владимир Путин озвучил основные преференции, которых могут ожидать российские кинематографисты. Хотелось бы, чтобы в перспективе совет рассмотрел и проблемы детского кино. Может быть, это стоило бы сделать даже в первую очередь.
Союз кинематографистов России тоже начинает активнее действовать на этом направлении, намерен возобновить работу Комиссии СК по детскому кино. Но это, если честно говорить, пока больше в планах. А вот программа правительства Москвы по поддержке отечественных телефильмов работает, и эффективно работает, уже десять лет. Даже в нынешние кризисные времена, когда приходится считать, как говорится, каждую копейку, программа, несмотря на все трудности, выполняется. Я, как член экспертного совета по детским фильмам, это хорошо знаю.
За десятилетку было поддержано немало интересных творческих проектов, созданы достойные фильмы для детей, среди которых, например, музыкальный фильм «Приключения в Тридесятом царстве». Его снимала молодая творческая группа во главе с режиссёром из Санкт-Петербурга Валерией Ивановской. Это современная фантазия о вечном столкновении добра и зла в условиях нынешней жизни и одной из её составляющих – компьютерного мира. Недавно завершилось производство проблемного фильма «Чучело-2», основанного на известном произведении Владимира Железникова. Создание подобных лент обнадёживает. Значит, появились признаки возрождения доброго и увлекательного подросткового кино, какое ставили в своё время Динара Асанова и Валерий Приёмыхов.
Конечно, московская программа не может сделать погоды в масштабах всей страны, но она даёт хороший пример федеральным властям. Нужно учиться и на зарубежном опыте. Прежде всего организации дела, защите интересов национального кинематографа.
Например, во Франции уже довольно давно чётко определились: прокатчики 40 процентов доходов от показа иностранного фильма отдают государству, если же картина французского производства – эта цифра уменьшается вдвое. Такие примеры прозрачных, твёрдо установленных и безукоснительно выполняемых всеми правил есть во многих странах. Почему бы нам не перенять подобный опыт?
Размышляя над тем, как добиться, чтобы обнадёживающие тенденции переросли в реальные изменения, я прихожу к довольно простым выводам.
Первое. Необходимо в законодательном плане через Государственную Думу РФ, а потом посредством постановлений правительства создать чёткие правила игры – в системе производства фильмов и системе их проката. И чтобы при этом не было неясностей, шараханий из крайности в крайность, самоуправства, произвола.
Второе. В советские времена существовало положение, когда в каждой из союзных республик в течение года должен был быть обязательно выпущен один детский фильм. Так каждый год их набиралось минимум пятнадцать. И, как правило, это были хорошие, добрые кинокартины с национальным колоритом. Полагаю, что следует возобновить систему госзаказа на производство детских кинофильмов, и тогда это наверняка подвигнет ведущие киностудии страны заниматься детским кино. Творческие силы и возможности есть, нужно просто обеспечить должное финансирование и создать необходимые условия для работы. Мы уже и так потеряли по меньшей мере два поколения зрителей, приучили воспринимать кино едва ли не исключительно как развлечение и экшен.
Третье. Надо переходить от дискуссий о том, нужен или нет национальный детский телевизионный канал, к его реальному созданию. У меня, например, нет просто никаких сомнений в том, что он необходим – полноценный, полнокровный, разножанровый. Помимо всего прочего этот канал по-хорошему спровоцирует кинематографистов на создание достойных фильмов и сериалов для детей и подростков.
Четвёртое. Отечественное кино, особенно детское, не возродить, если не снимать фильмов, в которых бы синтезировались традиции нашей сказки и современные технологии. Ведь сегодняшние дети в чём-то другие, они видят и воспринимают мир несколько иначе, чем их сверстники 20–30 лет назад. От этого никуда не уйти, кинематографисты обязаны чувствовать это и откликаться. Совсем свежий, яркий пример тут – премьера фильма-сказки «Книга мастеров». Эта картина, на мой взгляд, прекрасно показывает, чего можно добиться при слиянии технических возможностей компании «Дисней» и гуманистических традиций классической русской сказки Александра Роу и Александра Птушко. Подобное кино помогает юным зрителям в наше прагматичное, расчётливое, изменчивое время становиться не только знающими, умелыми, продвинутыми, но и добрыми, отзывчивыми, честными. Разве не к этому стремимся все мы – и люди искусства, и общество в целом?
ИЗ ДОСЬЕ. Грамматиков Владимир Александрович – актёр, режиссёр, кинодраматург, продюсер, заслуженный деятель искусств России, один из ведущих советских и российских режиссёров детского кино. Родился в Свердловске в 1942 году. В 21 год сыграл свою первую роль в кино. Учился в ГИТИСе, окончил также режиссёрский факультет ВГИКа (1976), куда поступил с пятой попытки. Больше раскрылся не как актёр, а как режиссёр и продюсер. Среди его самых знаменитых и любимых зрителями фильмов – «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Улица Сезам», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Маленькая принцесса».