Торжественно открывшийся на прошлой неделе 30-й Московский международный кинофестиваль следует писать именно так – арабской цифирью. Нумерация всех предыдущих воспроизводилась на бумаге и городских рекламных плоскостях при помощи римских математических знаков. Но на сей юбилейный раз от правила отступили, поскольку обнаружили, что тремя «иксами» в современной киноиндустрии принято обозначать те ленты, которые «детям до 16» смотреть строго не рекомендуется.
Данное соображение выдал собравшейся на открытие VIP-публике со свойственной ему сверхобаятельной лукавой улыбкой президент ММКФ Никита Сергеевич Михалков. И эта «шутка юмора» стала не только наиболее удачной в безостановочной цепи несколько натужного веселья, царившего в этот вечер на сцене ККЗ «Пушкинский», но явилась в известной степени символом.
Организаторы и устроители ежегодного с некоторых пор глобального праздника десятой музы в российской столице – так и не можем никак разобраться, чего же от этого форума, собственно, хотим и в каком виде его себе в идеале рисуем. Как бал или как детский праздник? В качестве серьёзного с долей подобающего пафоса «европейского» мероприятия или же исконным порождением разудалой родимой «азиатчины»? То ли мероприятием, единственный смысл коего – искусство, а критерий – его художественный уровень. То ли домашней радостью, разлюли малиной, где главное – не победа и не участие даже, а банкеты, приёмы, пыль в глаза, песни и танцы, радость и смех?.. Вот и в ходе нынешнего открытия сперва свершается с излишней, быть может, даже слезой церемония возвращения статуэтки главного приза I Московского фестиваля в семью его триумфатора Сергея Бондарчука, и почти тут же в дело вступает вертлявый и как-то по-особенному неприятно самодовольный Уилл Смит, которому выпала честь собственно символического акта открытия.
Нет, понятно, что мы давно и страстно хотим расширить величественный фестивальный треугольник Канн–Венеция–Берлин до состояния квадрата. И у них там, кстати сказать, тоже всё постепенно огламуривается-коммерциализируется, и рост экспансии Голливуда налицо. Но у прославленных смотров класса «А» есть как минимум одно перед Москвой преимущество, а именно: мощная конкурсная программа. А у нас взамен этого всё одна и та же застарелая песня – что-де поздно пошло финансирование, что ничего изначально задуманного по этой причине не успели, хотя всё делалось ценой почти героических усилий…
1991 год. Софи Лорен и Олег Янковский
1975 год. Сергей Михалков и Джина Лоллобриджида
1963 год. Жан Маре
1959 год. Первый Международный кинофестиваль в Москве. Кинорежиссёр Сергей Герасимов вручил Большой золотой приз Сергею Бондарчуку за фильм «Судьба человека»