В конце июня в Твери прошёл XVI международный кинофестиваль «Созвездие», в котором приняли участие белорусские кинематографисты. Рассказывает о ситуации в белорусском кинематографе главный редактор журнала «На экранах» (Минск) Людмила ПЕРЕГУДОВА.
– Сейчас у нас время дебютов. Сложилось так, что ушли мастера старшего поколения – народные артисты СССР кинорежиссёры Владимир Корш-Саблин и Виктор Туров, народный артист Беларуси Михаил Пташук. Самое главное – прервалась связь времён. Наступила определённая пауза. Хотя сразу заявил о себе Александр Кононович, который снял комедию «Цвет любви». Картина получила приз на кинофестивале «Святая Анна». Впервые в Беларуси такой приз получил молодой режиссёр. Очень важно было, что прокатчики фильмом заинтересовались. И так получилось, что в прокате оказались все дипломные работы «великолепной семёрки»: «Казанова» Андрея Голубева, «Дикие звери мира» Людмилы Дубровской, «О пропавших без вести» Максима Субботина, «Лика» Дениса Скворцова, «Война» Дмитрия Лося, «Цвет любви» Александра Кононовича. И зрители поняли, что в стране появилась новая волна режиссёров. Из шести фильмов, снятых ещё молодыми людьми, – пять о войне.
Но на студию распределилась только Люся Дубровская, а остальные выпускники растворились на кинопросторах России. Самый талантливый из ребят – Дмитрий Лось – снял в 2004 году картину «Война» по новелле Сомерсета Моэма «Непокорённая».
Время реставрации белорусского кино слишком затянулось. К счастью, с приходом нового директора Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимира Заметалина начались попытки восстановления отечественного кинопроизводства.
В настоящее время в запуске несколько фильмов. Это комедия «Дерево» по сценарию Александра Кононовича и режиссёра Марии Можар. Ещё один дебютант – Андрей Кудиненко, который возвращается на киностудию. Недавно он снял на студии Павла Лунгина фильм «Розыгрыш». Возвращается он со своим сценаристом Александром Каганом. На мой взгляд, это новая страница в белорусском кино. Известный документалист Виктор Аслюк, единственный у нас член Европейской академии кино, сделал художественный полнометражный фильм «Невидимый край».
Последний успех – это первый полнометражный фильм Андрея Голубева «Чаклун и Румба» – лирико-драматическое повествование о фронтовой судьбе одного из миллионов простых солдат Великой Отечественной войны – сапёра Фёдора Чаклуна и его собаки по кличке Румба. Картина получила приз «Дебют» на I Международном кинофестивале патриотического кино «На волжском рубеже» в Чебоксарах. И для меня важно, что режиссёр продолжает славное дело Михаила Пташука.
В настоящее время в Беларуси снимаются 15 игровых и около 25–30 документальных картин в год, а также анимационные ленты.
Для уважающего себя зрителя хорошее кино – всегда праздник. К сожалению, в нашей жизни праздников не так много, как не много и хороших фильмов на экранах белорусских кинотеатров. Тем не менее каждый месяц прокат балует нас новыми программами показов фильмов.
Одна из них – это «Киноформат 4х4». Суть проекта в том, что один раз в месяц в четырёх кинотеатрах четыре дня в неделю показывают картины, которые рассчитаны на широкую зрительскую аудиторию. Это художественные ленты, определяющие направления сегодняшнего мирового кинематографа. Отличительная черта проекта в том, что здесь широко представлена география кинематографического мира, в том числе экзотическое для белорусского зрителя кино восточных стран – Японии, Кореи, Ирана, Китая. «Киноформат 4x4» – попытка преодолеть привычную ориентацию на коммерческое кино американского типа. Это действительно «сливки» очень хорошего кино.
Кроме того, есть проект «Канномания» киноаналитика Игоря Супранова в Доме кино. Он создан для того, чтобы дать возможность белорусской публике окунуться в интеллектуальный мир «cinema» и поднять свой культурный уровень. Практически все фильмы, участники Каннского кинофестиваля, становятся событиями в культурной жизни, попадают в ранг национальной классики. Это новый уровень в развитии кинопроката в Минске, так как эксклюзивный показ каннских фильмов способствует росту зрительского интереса и расширению программы фильмов в кинотеатрах.
Записал