Сегодня культура стала одним из важнейших элементов гибридной войны. Особенно применительно к странам, стремящимся к суверенитету и освобождению от экономической, финансовой и других форм зависимости. Россия на переднем крае этой борьбы с колониализмом, и в нашей стране большинство государств мира видят союзника. При этом важно понимать, что культура является одновременно и целью войны, и полем битвы, и оружием в схватке, которая должна предопределить будущее человечества.
В таких условиях каждое международное культурное мероприятие неизбежно приобретает политический подтекст. В этом ракурсе стоит рассматривать и Казанский фестиваль мусульманского кино. Весьма интересный по творческому наполнению, он тоже стал фактором глобального противостояния, индикатором «культурного уровня» стран, в нём участвующих, доказательством их жизнеспособности и значимости.
Важность события определяется ещё и тем, что глобальный Запад декларирует необходимость раздробить Россию на «тридцать-сорок маленьких, уютных Швейцарий», делает ставку на национализм реальных и даже искусственно сконструированных этносов. Татарстан в этом смысле – ключевая точка на карте. Для республики (с её взвешенной, продуманной национальной и религиозной политикой при М. Шаймиеве и Р. Минниханове) КМФМК становится одним из элементов общественной стабильности. Руководство Татарстана, не жалея средств на культуру, смогло аккуратной национальной политикой удержать в рамках политизированные русские и татарские языковые элиты, хотя в этом вопросе ни в коем случае нельзя впадать в шапкозакидательство – слишком много средств вбрасывается Западом на разжигание разного рода агрессивных национализмов в России.
Стратегия татарстанского руководства – создать в республике центр притяжения для мусульманских народов мира, показав пример успешной социально-экономической, политической и культурной модернизации на основе органичного сочетания светской, православной и мусульманской культур. Казань на культурном фронте успешно перешла от политической обороны (в рамках стратегии выживания России) к политическому наступлению на «исламском треке». Политическая логика строится на комплексном подходе: повышение уровня жизни населения; равное внимание светской, исламской и христианской культурам; решение проблемы исламского радикализма путём договорённостей с потенциальными центрами финансирования мусульманских движений: с монархиями Персидского залива в части салафитов, с Турцией в части братьев-мусульман. Р. Минниханов вовсе не случайно является руководителем группы стратегического видения «Россия – исламский мир» (созданной Е. Примаковым и М. Шаймиевым). Однако в этой связи нельзя не вспомнить, что, например, штаб-квартира Хизб ут-тахрир (террористическая группировка, запрещённая в России) находилась вовсе не на жарком юге, а вполне себе в туманном Лондоне. И руководству, определяя угрозы, стоит исходить из худшего варианта развития событий (этот принцип принятия решений называется «минимакс» – минимизация максимального риска), а не наиболее вероятного.
Мне уже приходилось писать в «ЛГ», что КМФМК стоит на перепутье: либо, сохранив свою изначально политизированную составляющую, станет одним из первоклассных специализированных мировых фестивалей, либо его ждёт судьба добротного регионального кинофорума. Что же, выбор, по-моему, сделан, и это правильный выбор. Как говорят, если ты не будешь заниматься политикой, политика займётся тобой.
Культура в значительной степени зависит от экономического потенциала, а современный Татарстан – один из наиболее развитых регионов страны и может позволить себе вкладывать средства в развитие киноискусства и на татарском, и на русском языке. На казанском фестивале наряду с мировым кино были представлены фильмы Татарстана во всём жанровом многообразии.
Значительные средства тратит руководство республики и в целом на развитие классического искусства, в том числе оперного. На церемонии открытия КМФМК замечательные солисты Казанской консерватории тенор Ильгиз Мухутдинов и сопрано Айгуль Гардисламова исполнили дуэт из оперы «Тюляк» выдающегося татарского композитора Назиба Жиганова. Вообще татарстанская опера динамично развивается, до пандемии гастролировала по всему миру, Татарстан дал России немало отличных исполнителей, дирижёров, формирующих замечательные оркестры. Опера весьма престижна в мусульманских столицах, хотя там и не хватает, к сожалению, местного общественного мнения, тех творческих ресурсов, что так заметны в Татарстане, и это ещё один путь «культурной экспансии». Кроме зарекомендовавшего себя кинофорума, возможно, имеет смысл создать в Казани столь же масштабный международный оперный фестиваль с акцентом на аудиторию мусульманских государств, где оперу ценят, любят и конкурируют между собой за звание музыкальной и театральной столицы исламского мира. Не стоит оставлять Западу приоритетные позиции и в этой части культурного фронта.
Культурная война против России продолжается, и не мы её начали. В таких условиях останавливаться нельзя, и мы ждём от Казани новых прорывов. Многонациональная Россия способна побеждать в культурном противостоянии – выбора нам не оставили, и Татарстан – важнейший ресурс в борьбе за сердца и умы мусульманского мира.
Саид Гафуров,
востоковед, доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ,
Казань – Москва
Итоги
Обычно на КМФМК конкурируют две крупнейшие киношколы исламского мира – иранская и египетская. В этом году главный приз получила иранская картина «Тихая слава», а вот лучшим режиссёром признали египтянина Магди Ахмеда Али за фильм «Улица Талаата Харба». Приз президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве» присудили короткометражному фильму «Рух» (Казахстан – Россия). Ироничный триллер «Гнев» (Германия –Ливан) нашей бывшей соотечественницы Марии Ивановой Сурае, сейчас живущей в Ливане, получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков России и награду за лучшую операторскую работу. Вызвавший большой интерес зрителей (пришлось организовывать дополнительные показы) документально-художественный фильм «Ибн Фадлан» производства Татарстана, приуроченный к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, получил диплом «За воплощение исторической значимости события».
Конкурс национального татарстанского кино, в котором по традиции участвуют фильмы двуязычные, как сама жизнь в Татарстане, выиграла картина Амира Галиаскарова «Мы дети 41-го года».