Несмотря на все слишком очевидные для глаза недостатки, недоработки, недочёты, невзирая на обилие постоянных «расфокусов» – стратегических, тактических, технических, но главное, организационных, – послевкусие от XXIX Московского международного кинофестиваля осталось, скорее, доброкачественное, нежели нейтральное. Не говоря уже о негативных ощущениях, которые по ходу дела возникали неоднократно, но как-то враз растворились после торжественной церемонии закрытия.
Что было тому главной причиной? То ли сама эта церемония, которой президент фестиваля Никита Михалков за счёт своего победительного харизматического обаяния сумел придать – опять-таки, невзирая на все накладки, – характер праздничный, но одновременно домашний. И в ходе которой на сцену «Пушкинского» поднимались подлинные звёзды мирового cinema – автор «фильма закрытия» Клод Лелуш (на снимке справа вверху) и новый обладатель приза «Верю!» Даниэль Ольбрыхский (внизу слева), что, несомненно, изрядно восполнило явно существовавший по ходу ММКФ дефицит ощущения его как события «планетарного масштаба».
То ли возникшее в фестивальные дни достаточно крепкое в отношении будущего всей отрасли чувство исторического оптимизма оказало своё воздействие. Вызванное в первую очередь некоторыми подробностями широко освещённой СМИ новоогарёвской дружеской встречи с участием уже сразу двух президентов (вверху слева), а также целого синклита мастеров экрана отечественных и зарубежных. Где президент России не только говорил столь чаемые слова о необходимости «сохранения и развития форума», о государственной его поддержке, но – что, кажется, куда более важно, очень мило и по-свойски общался с гостями и участниками смотра.
А может быть, всё дело всё же в конкурсной программе, которая выдалась в этом году достаточно крепкой (пускай не «шедевральной», но прогресс по отношению к фестивалям нескольких предыдущих лет всё же налицо). Не в пример некоторым прошлым фестивалям отнюдь не выглядело натяжкой и отнюдь не испортило общей обедни участие в конкурсе сразу трёх лент страны-организатора, в целом подтвердившее высказанное на вышеупомянутой встрече мнение первого лица о том, что «российское кино находится на известном подъёме». И хотя главным триумфатором, обладателем «Золотого Святого Георгия» за лучший фильм, естественно, стал лишь один из них – «Путешествие с домашними животными» режиссёра Веры Сторожевой (внизу справа), но отечественное количество и качество на сей раз пребывали в гармоническом и нужном соотношении.
Кроме того, при наличии всех хронических болезней и появлении новоиспечённых минусов (что, остаётся надеяться, будут если не вовсе устранены, то хотя бы сведены к минимуму к будущему XXX Московскому кинофестивалю) у ММКФ явственно обозначился один важный «плюс», который не мог остаться незамеченным и особо не порадовать наше издание. Мы имеем в виду вдруг обозначившееся его ярко выраженное литературное тяготение, стремление к равнению на великую российскую словесность. Так, на церемонии закрытия со сцены звучали имена Толстого и Высоцкого, цитировались замечательные строки Окуджавы. А на предложение председателя жюри австралийца Фреда Скепси о том, что не худо бы фестивалю, проводимому в такой «литературоцентричной» стране, обзавестись в будущем ещё и призом за лучший сценарий, Никита Михалков отреагировал с немедленной готовностью.
Впрочем, для человека, заявившего накануне открытия смотра в одном из своих интервью, что «идейный и содержательный кризис» в нашем кино может помочь преодолеть только «Литература. Русская литература», в такой поспешности принятия решения не было ровным счётом ничего удивительного. Никакой искусственной «ускоренности кадра».
Подробнее об итогах и программах XXIX ММКФ: