Однажды народная артистка России, режиссёр и сценарист Светлана Дружинина решила – если есть историческое кино, оно должно доходить до зрителя. А поскольку многие фильмы только и можно увидеть, что на фестивалях, Светлана Сергеевна решила взять ситуацию в свои руки. Точнее, в четыре руки, поскольку в верных напарниках у неё оператор (он же муж) Анатолий Мукасей. Вдвоём они «замутили» фестиваль, назвав непривычным слуху словом «Угра» в честь Великого стояния на реке Угре, которое произошло недалеко от Калуги в 1480 году.
Дружинина привыкла удивлять. Не изменила себе и на сей раз, выступив в роли президента и назвав фестиваль презентационным. Это были большой риск и завидная смелость. Не было привычной конкурсной программы, не было соревнований между режиссёрами и актёрами в разных призовых номинациях. Но были прекрасная атмосфера и хорошее историческое кино, ставшее основой фестивального репертуара. Калужане смогли увидеть фильмы, созданные в разное время великими советскими и российскими режиссёрами, – «Юность Петра» Сергея Герасимова, «Царская охота», «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова, «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Александра Митты, «Агония» Элема Климова, а также восемь фильмов кинопроекта Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век ХVIII». Состоялся показ новой картины этого цикла – «Охота на принцессу».
Прямо перед входом в здание выстроился караул гвардейцев Семёновского полка, а оркестр Преображенского полка играл марш. По театру дефилировали дамы и кавалеры Петровской эпохи. Они не только раскланивались с гостями, но и показывали танцевальные па на паркете. Дальше – больше. По сценарию Пётр I издаёт указ, согласно которому в Калуге отныне ежегодно будут проводить фестиваль исторического кино. В подтверждение и поддержку сказанного на сцену один за другим поднимались народные артисты России Наталья Егорова, Владимир Ильин, Алексей Петренко, заслуженный артист России Дмитрий Золотухин, Анна Терехова, Снежана Полежаева, художник по костюмам Игорь Дадиани.
Такая поддержка не прошла даром. Зрители активно собирались не только в кинозалах, но и на мастер-классах и круглых столах. Первый из них состоялся в местном университете – со студентами встретился президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Андрей Шемякин. Анатолий Мукасей рассказал о законах и тайнах операторского искусства. Дмитрий Золотухин приоткрыл слушателям секреты актёрской профессии, заметив, что фестиваль – это не всегда конкурс, не всегда соревнование между картинами. В основе должна быть мощная, просветительская идея. Сегодня российское кино обладает богатой сокровищницей исторических фильмов. Отдача от них колоссальная.
Четыре дня смотрели картины, артисты в это время встречались с народом в самых разных концах области. И, представляя собственное мастерство, удивлялись чужому. Так что трудно было понять, например, кто проводил творческую встречу в посёлке Бетлица Куйбышевского района – народная артистка России Наталья Егорова или местный гармонист, в недавнем прошлом директор Бетлицкого дома культуры Алексей Хохлов. И Любовь Тимоховская – главный культуролог района, наблюдая, как принимают профессиональные артисты искусство местных, доморощенных актёров, с гордостью поведала, что в деревне Бутчино есть мужской вокальный ансамбль из четырёх голосов, в котором на равных поют тракторист и директор школы.
Неудивительно, что на закрытии фестиваля, которое состоялось в Обнинске, главным событием стал не приезд любимцев публики Александра Домогарова и Алексея Петренко, а выступление народного хора бабушек из деревни Дешёвка и праздничного мужского хора Данилова монастыря. Со следующего года фестиваль приобретёт масштаб международного и будет проходить ежегодно.
Наталья АНОХИНА, КАЛУГА