Как вводят в правовое поле малый бизнес и что из этого получается
Малый бизнес – что чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело. Недаром так много в последние годы у местных предпринимателей проблем со здоровьем. Кто-то потерял зрение, а кто-то – жизнь. Хоть президент и призывает местные власти создавать условия для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы пока лишь множатся. Предприниматели, конечно, пишут жалобы, но область и город на них не реагируют, а из федеральных ведомств письма возвращаются в местные структуры, и след их теряется. Был случай, когда ФАС вынесла решение о неправомочности действий местной администрации, но та обжаловала решение, и оно не вступило в законную силу.
Новый сити-менеджер начал в городе с того, что велел выкорчевать росшие у мэрии голубые ели, а вместо них высадить тую. Плохо приживается туя, засыхает, но на место засохшей высаживают новую. Вдоль центральных улиц обкорнали липы: спилили наполовину, если не больше, – года через два засохнут. Не все крупные предприятия в городе выжили, тысячи тверичей остались без работы, зато у озеленителей работа есть. Да и статью в бюджете «благоустройство» никто не отменял.
Обрезкой деревьев и высадкой туй благоустройство не исчерпывается: по этой же статье расходуются деньги на массовый снос рекламных конструкций, нестационарных торговых павильонов и временных рынков. В историческом центре рекламщики демонтировали свои конструкции сами. Правда, не все. К компании «Пять звёзд» у администрации вопросов нет – видимо, её щиты идеально вписались в историческую архитектуру. Остальные конструкции по ночам не демонтируют, а просто срезают, на металлолом. Крупные компании безвозмездно делали для города социальную и другую рекламу. Теперь от конструкций, на которых она красовалась, остался один фундамент. И это при том, что бизнес у рекламщиков легальный.
В прежние времена бюджет города получал от рекламы до 60 млн. рублей в год, в 2014-м, в разгар борьбы за благоустройство, доход составил уже 15 млн., из которых около шести (всё по той же статье «благоустройство») израсходовано на «демонтаж».
Между тем предпринимателям известно, что существует циркуляр Министерства промышленности и торговли РФ, в котором, в частности, говорится, что при наличии у предпринимателей срочных договоров и разрешений «необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществления действующими субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса». Но, видимо, власти Твери циркуляр не читали.
Нестационарные объекты (киоски-павильоны) ликвидируют прямо вместе с товаром, а иногда и с засевшими в них владельцами. Если в рекламном бизнесе потеряли работу более 400 человек, то в киосках – более 700, главным образом женщины от пятидесяти и старше.
Хозяева киосков тоже имеют разрешительные документы, и к ним выдвигаются всё те же претензии: объект загораживает перспективу, вступает в диссонанс с городской застройкой. Казалось бы, что может быть проще: утвердить внешний вид нестационарных объектов для новых микрорайонов и для исторического центра и дать предпринимателям время привести вид своих киосков в соответствие. Но нет у администрации времени: торопится снести киоски до Нового года. На эти цели из городского бюджета выделено дополнительно 4 млн. рублей. Как мы догадываемся, киоски одного и того же вида сносят не все. Похоже, администрация считает себя вправе не только определять для себя границы правового поля, но и сама выставлять на нём игроков.
Так же решительно она торопится покончить с рынками. Из 36 получили статус ярмарок 13, остальные оказались вне правового поля, и с ними борются с помощью штрафов, увеличенных в десятки раз. Конечно, не всякий рынок радует глаз, но люди идут сюда за дешёвым товаром, и неправильно в нынешние времена лишать их возможности экономить. К тому же новых мест для сотен предпринимателей у города нет, им предлагают торговать на ярмарках, где тесно и без них.
Арендные ставки в городе высокие, не каждый осилит. К открытию торгового центра «Рио», построенного на месте яблоневого сада, арендаторов осталось заметно меньше, чем было на стадии котлована. Кстати, вот где диссонанс – ТЦ «Рио» расположен напротив красивейших зданий XIX столетия, и его вопиюще современный облик буквально режет глаз.
Возможно, чиновникам кажется, что для города достаточно «магнитов» и «пятёрочек». Они мыслят глобально: вот придёт крупный сетевик, будет столько-то новых рабочих мест. На деле получается, что местных жителей берут на работу лишь поначалу, чтобы отчитаться, а через пару месяцев там уже работают одни гастарбайтеры. Между тем предприниматели, торгующие на нестационарных и временных объектах, – реальные конкуренты сетевикам: два года назад оборот киосков и ярмарок составлял около 25 млрд. рублей. И если деньги, вырученные сетевиками, уходят из региона, у малого бизнеса всё на виду: и семья, и недвижимость, и счета в банке.
Люди из Твери уезжают. Не только предприниматели, но и представители рабочих профессий, например водители. Раньше в городе было 40 пассажирских маршрутов, осталось семь. Но прежние перевозчики не готовы уступать маршруты победителям конкурсов. Между ними идёт опасная, с нарушением ПДД, борьба за пассажиров. Несколько лет назад на 14-м маршруте такая борьба закончилась тем, что у перевозчика ООО «Автологистика», выигравшего конкурс, сгорело 26 автобусов. Следствие не смогло установить ни причин, ни виновных. А перевозчики, работавшие на маршруте до конкурса, так и не ушли. ООО «Камелот» снялся с него только весной этого года, когда сам подал заявку на участие в конкурсе.
Кстати, эта компания – виновник самых громких ЧП. Недавно вся страна смотрела снятое очевидцем видео, на котором водитель давил на тротуаре пешехода. Это был пассажир, сделавший ему замечание за болтовню по телефону. Водителю-киргизу дали восемь лет, предприниматель Д. Иванов, нанявший его на работу, ответственности не понёс. Так же как и после взрыва на принадлежащей ему газовой заправке.
В этом году вышел Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он отменил проведение конкурсов. Согласно закону права тех, кто давно работает и имеет паспорт маршрута, если нет претензий, считаются пролонгированными. Но вопреки здравому смыслу администрация конкурсов не отменила, и при этом уже заранее известно, кто победит.
Рентабельность, которую закладывает Региональная энергетическая комиссия, составляет от 0 до 5%, крупные муниципальные предприятия в таких условиях не выживают: как их ни дотируют, приходится банкротить. А частные перевозчики стараются: три года назад они закупили новые машины почти на 1 млрд. рублей, набрав у банков кредиты под 19–25%.
Концепцию маршрутной сети за пять лет меняли трижды, последняя обошлась бюджету в 1 млн. 380 тыс. рублей. Ни одна не учитывала развитие города, расположение новых предприятий и жилых районов, но зато каждый раз необъяснимо менялась категория транспортных средств, назначенных на маршрут. Но некоторым предпринимателям менять машины несложно: у того же ООО «Камелот» основной доход приносят несколько газовых заправок. Одна из них расположена метрах в пятидесяти от жилого дома. И при этом вообще не оборудована: ни гидранта, ни противопожарных средств. И никакого диссонанса!
Тринадцать лет назад малый бизнес в Твери объединился в профсоюз, который ставит своей задачей диалог с властью. Были времена, когда этот диалог получался. Но сейчас, увы, диалога у власти с малым бизнесом нет. Тверичи в знак протеста год стояли в пикетах у себя в городе. А недавно стали выезжать с этой целью в Москву: они всю жизнь живут в Твери и связывают с ней своё будущее, должны же наконец их заметить и услышать.