Две недели Первый канал потчевал зрителей сериалом Алексея Смирнова «Садовое кольцо»
Сразу после трансляции драматических матчей чемпионата мира, бескомпромиссной, отчаянно упорной борьбы, жёстких столкновений, красивейших комбинаций, настоящих страстей, слёз, пота и даже крови сериал этот смотреть было странновато.
С самого начала он показался несколько придуманным, оторванным от жизни, неестественным. Что это за люди? Разве предприниматели, ворочающие сотнями миллионов, их жёны и любовницы бывают такими воинствующе инфантильными – здесь даже у мужчин постоянные истерики? Я небольшой поклонник современной буржуазии, но в сериале представлены уж чересчур мерзкие и мелкие людишки, им на всех, кроме себя, наср… – чуть было не написал слово, которое слишком часто звучит в фильме, особенно горько его было слышать в эпизоде с Еленой Смирновой (Прудниковой), поневоле вспомнишь советский телефильм «Два капитана», где мать режиссёра играла главную женскую роль, и разведёшь руками. Фекально-генитальная лексика персонажей оттолкнула многих. Отвращение вызвала также приехавшая из Америки с юным любовником мамаша главных героинь. Замечательная актриса Ирина Розанова похожий образ воплощала в говорухинском «Ворошиловском стрелке», где были мощные, яркие характеры, отличный сценарий, действенные, афористичные диалоги, и в них умудрились обойтись без обсценной лексики.
Удивила Анна (Евгения Брик): поначалу мы видим типичную бизнесвумен, финансового директора крупной фирмы, потом постепенно узнаём, что она спит с кем попало, но в основном с мужем… своей сестры. С нею Анна то ругается насмерть, то делится сокровенными подробностями своей половой жизни. Вообще тут с интимным не стесняются. Откровенничает (только и отлетают страшные слова: куннилингус, минет…) она и с мамашей, которая после того, как муж сестры вынужден был отдать весь свой бизнес своему коварному другу Артёму (Петар Зекавица), подбивает её на то, чтобы она захомутала теперь этого Артёма: пусть он вместо Андрея содержит семью. И доча расстаралась, в соитии даже переоделась для пущей обольстительности в наряд «кипучей дьяволицы».
О семейных ценностях и патриотизме: пропавший и в конце сериала обнаруженный сын (талантливый дебют на ТВ Виктора Грудева) обвиняет во лжи и ненавидит всех родственников, мечтает о ранчо в Америке, за гонорар в пятьдесят тысяч долларов разоряет отца, лишает семью всех ценностей: бизнеса, квартиры, дачи, а потом убивает свою подругу, поняв, что она сумасшедшая.
Не в себе здесь все. Муж главной героини (Анатолий Белый) – истеричный пентюх, который тем не менее успел совратить сестру жены в юном возрасте и изощрённо пользовал её, в том числе у себя дома (все это видели, как жена не замечала?!). Когда пропадает сын, отец, погружённый в свои проблемы, его не ищет – тот ещё эгоцентрик. Впрочем, истериками его перещеголял партнёр по бизнесу Артём. Тут все психопаты.
У ближайших друзей героев тоже жуткая ситуация, психиатр (Максим Виторган) изменяет жене (Мария Голубкина) со своей пациенткой-шизофреничкой (Александра Ребенóк), а вот с их дочерью (Ксения Щербакова) вообще катастрофа: она наркоманка, в 14 лет заразилась сифилисом, всех ненавидит и шантажирует, в ломке вешает свою ни в чём не повинную собачку.
Близкая семье директриса кризисного центра (Авдотья Смирнова), который спонсировала Вера, оказывается, селит к себе не женщин, попавших в беду, а сдаёт комнаты всем подряд – лишь бы платили деньги. Неожиданный поворот: когда Вера её обвинила в жульничестве, та стала так яростно и убедительно оправдываться и даже обвинять в ответ, что сразу вспомнились знакомые интонации бывших политических тяжеловесов.
Поначалу сострадаешь домработнице (Юлия Ауг), но потом и у неё такие скелеты из шкафа вываливаются, что оторопь берёт. Сочувствие вызывает (и то иногда) главная героиня Вера (Мария Миронова), которая в начале кажется просто богатой дурой вроде тех рублёвских жён, что изображают в скетчах. Но когда в сериале включаются мотивы «Твин Пикса» и «Нелюбви», то есть когда исчезает сын, она преображается: действует, ищет сама и заставляет работать следователя, деловито отдаётся бизнесмену, который оплачивает услуги адвоката, страдает и… всех учит жить, от чего становится тошно.
Смотреть фильм про таких людей тяжело. Но что ещё делать, когда по другим каналам в это время либо повторы, либо что-то совсем неудобоваримое? Да ещё Первый канал настырно убеждал, что этот сериал – событие года, продюсер и автор идеи Валерий Тодоровский очень хвалил сценарий Анны Козловой и дебют Алексея Смирнова. Действительно, видно, что беспрецедентно юный режиссёр – очень начитанный, «насмотренный», знакомый со всеми достижениями западного сериального кино, определённо жизненно ориентированный. Да, к сериалу множество претензий, но на него обратили внимание, юноша из клана Смирновых – в сериале участвуют все его представители – о себе громко заявил.
В социальных сетях шло бурное обсуждение сериала, эпатажной откровенностью очень походившего на «Краткий курс счастливой жизни» Гай Германики, снятый по сценарию той же Анны Козловой. Мнения диаметрально противоположные, причём независимо от политической ориентации спорящих. Очень многие полагают, что настойчивые попытки явочным порядком ввести в телевизионный обиход срамную лексику опасны и отвратительны. Учитывая недавний матерный выплеск Артёма Шейнина, Первый канал тут в авангарде регресса.
Очевидно также, что создатели сериала не ставили перед собой цели сделать правдивый фильм об определённой социальной страте, её аморальности, эгоизме, никчёмности, пустоте или о том, как плохо приживается капитализм в России, но получилось у них именно это.
Из понравившегося отмечу также работу юного оператора Сергея Медведева – тревожно хороша Москва в заставке, трогают кадры с родными площадями и переулками, по которым мечутся несчастные герои, также понравилась музыка Анны Друбич. Почти все здесь – из лучших киношных фамилий, в тотальной семейственности многие увидели причины неуспеха сериала, мне же кажется, что все родовитые участники работали на совесть и клановость тут ни при чём, а вот «внутрисадовые» богемные нравы, сформированное отношение к современной русской жизни, а также весьма критичное к собственной тусовке – отражение в сериале, безусловно, нашли.