Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июля 2018 г.
  4. № 27 (6650) (04.07.2018)
Телеведение

Кипучие дьяволицы

04 июля 2018

Две недели Первый канал потчевал зрителей сериалом Алексея Смирнова «Садовое кольцо»


Сразу после трансляции драматических матчей чемпионата мира, бескомпромиссной, отчаянно упорной борьбы, жёстких столкновений, красивейших комбинаций, настоящих страстей, слёз, пота и даже крови сериал этот смотреть было странновато.


С самого начала он показался несколько придуманным, оторванным от жизни, неестественным. Что это за люди? Разве предприниматели, ворочающие сотнями миллионов, их жёны и любовницы бывают такими воинствующе инфантильными – здесь даже у мужчин постоянные истерики? Я небольшой поклонник современной буржуазии, но в сериале представлены уж чересчур мерзкие и мелкие людишки, им на всех, кроме себя, наср… – чуть было не написал слово, которое слишком часто звучит в фильме, особенно горько его было слышать в эпизоде с Еленой Смирновой (Прудниковой), поневоле вспомнишь советский телефильм «Два капитана», где мать режиссёра играла главную женскую роль, и разведёшь руками. Фекально-генитальная лексика персонажей оттолкнула многих. Отвращение вызвала также приехавшая из Америки с юным любовником мамаша главных героинь. Замечательная актриса Ирина Розанова похожий образ воплощала в говорухинском «Ворошиловском стрелке», где были мощные, яркие характеры, отличный сценарий, действенные, афористичные диалоги, и в них умудрились обойтись без обсценной лексики.

Удивила Анна (Евгения Брик): поначалу мы видим типичную бизнесвумен, финансового директора крупной фирмы, потом постепенно узнаём, что она спит с кем попало, но в основном с мужем… своей сестры. С нею Анна то ругается насмерть, то делится сокровенными подробностями своей половой жизни. Вообще тут с интимным не стесняются. Откровенничает (только и отлетают страшные слова: куннилингус, минет…) она и с мамашей, которая после того, как муж сестры вынужден был отдать весь свой бизнес своему коварному другу Артёму (Петар Зекавица), подбивает её на то, чтобы она захомутала теперь этого Артёма: пусть он вместо Андрея содержит семью. И доча расстаралась, в соитии даже переоделась для пущей обольстительности в наряд «кипучей дьяволицы».

О семейных ценностях и патриотизме: пропавший и в конце сериала обнаруженный сын (талантливый дебют на ТВ Виктора Грудева) обвиняет во лжи и ненавидит всех родственников, мечтает о ранчо в Америке, за гонорар в пятьдесят тысяч долларов разоряет отца, лишает семью всех ценностей: бизнеса, квартиры, дачи, а потом убивает свою подругу, поняв, что она сумасшедшая.

Не в себе здесь все. Муж главной героини (Анатолий Белый) – истеричный пентюх, который тем не менее успел совратить сестру жены в юном возрасте и изощрённо пользовал её, в том числе у себя дома (все это видели, как жена не замечала?!). Когда пропадает сын, отец, погружённый в свои проблемы, его не ищет – тот ещё эгоцентрик. Впрочем, истериками его перещеголял партнёр по бизнесу Артём. Тут все психопаты.

У ближайших друзей героев тоже жуткая ситуация, психиатр (Максим Виторган) изменяет жене (Мария Голубкина) со своей пациенткой-шизофреничкой (Александра Ребенóк), а вот с их дочерью (Ксения Щербакова) вообще катастрофа: она наркоманка, в 14 лет заразилась сифилисом, всех ненавидит и шантажирует, в ломке вешает свою ни в чём не повинную собачку.

Близкая семье директриса кризисного центра (Авдотья Смирнова), который спонсировала Вера, оказывается, селит к себе не женщин, попавших в беду, а сдаёт комнаты всем подряд – лишь бы платили деньги. Неожиданный поворот: когда Вера её обвинила в жульничестве, та стала так яростно и убедительно оправдываться и даже обвинять в ответ, что сразу вспомнились знакомые интонации бывших политических тяжеловесов.

Поначалу сострадаешь домработнице (Юлия Ауг), но потом и у неё такие скелеты из шкафа вываливаются, что оторопь берёт. Сочувствие вызывает (и то иногда) главная героиня Вера (Мария Миронова), которая в начале кажется просто богатой дурой вроде тех руб­лёвских жён, что изображают в скетчах. Но когда в сериале включаются мотивы «Твин Пикса» и «Нелюбви», то есть когда исчезает сын, она преображается: действует, ищет сама и заставляет работать следователя, деловито отдаётся бизнесмену, который оплачивает услуги адвоката, страдает и… всех учит жить, от чего становится тошно.

Смотреть фильм про таких людей тяжело. Но что ещё делать, когда по другим каналам в это время либо повторы, либо что-то совсем неудобоваримое? Да ещё Первый канал настырно убеждал, что этот сериал – событие года, продюсер и автор идеи Валерий Тодоровский очень хвалил сценарий Анны Козловой и дебют Алексея Смирнова. Действительно, видно, что беспрецедентно юный режиссёр – очень начитанный, «насмотренный», знакомый со всеми достижениями западного сериального кино, определённо жизненно ориентированный. Да, к сериалу множество претензий, но на него обратили внимание, юноша из клана Смирновых – в сериале участвуют все его представители – о себе громко заявил.

В социальных сетях шло бурное обсуждение сериала, эпатажной откровенностью очень походившего на «Краткий курс счастливой жизни» Гай Германики, снятый по сценарию той же Анны Козловой. Мнения диаметрально противоположные, причём независимо от политической ориентации спорящих. Очень многие полагают, что настойчивые попытки явочным порядком ввести в телевизионный обиход срамную лексику опасны и отвратительны. Учитывая недавний матерный выплеск Артёма Шейнина, Первый канал тут в авангарде регресса.

Очевидно также, что создатели сериала не ставили перед собой цели сделать правдивый фильм об определённой социальной страте, её аморальности, эгоизме, никчёмности, пустоте или о том, как плохо приживается капитализм в России, но получилось у них именно это.

Из понравившегося отмечу также работу юного оператора Сергея Медведева – тревожно хороша Москва в заставке, трогают кадры с родными площадями и переулками, по которым мечутся несчастные герои, также понравилась музыка Анны Друбич. Почти все здесь – из лучших киношных фамилий, в тотальной семейственности многие увидели причины не­успеха сериала, мне же кажется, что все родовитые участники работали на совесть и клановость тут ни при чём, а вот «внутрисадовые» богемные нравы, сформированное отношение к современной русской жизни, а также весьма критичное к собственной тусовке – отражение в сериале, безусловно, нашли. 

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS