Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Кислота созревающих яблок

01 января 2007

КИНО

Одно из многих лиц молодёжи. Кадр из фильмаРазумеется, это не та «кислота» из жаргона нынешних припозднившихся тинейджеров. А другая, высокая, по Рембо, из лучшего русского перевода «Пьяного корабля» Давида Бродского (впервые, кстати, опубликованного «ЛГ» ещё в 1929 году).

Глубоко убеждён, что получасовой документальный фильм режиссёра Наталии Яковлевой о проблемах современной молодёжи (московская студия «Август», 2008; автор и продюсер – Майрам Юсупова) именно так и мог называться, а не стёртым и никаким названием «Pro молодёжь».

Ибо, хотя он и вырос из социологического наброска, фильм этот стал не столько аналитическим («Легко ли быть молодым?..»), но именно образным эскизом о юношах и девушках нового века, тропку в котором никто для них не проторил. Особенно остро это ощутимо на фоне разговоров о национальной демографической катастрофе.

Режиссёру удалось ухватить нерв проблемы и выстроить фильм по принципу калейдоскопа, из осколков мнений, суждений, умозаключений и наблюдений нескольких десятков молодых людей разного интеллектуального и социального уровня, но примерно равного житейского опыта.

Казалось бы, этот разнородный материал не подлежит общему знаменателю из-за своей пестроты и неотформованности. Слишком уж несхожи индивидуальности, которые, как могут, исповедуются перед кинокамерой.

Бьюсь об заклад, что большинству из них никто никогда не задавал сакраментальных вопросов бытия – ни представители нового государства, занятые куда более глобальными проблемами, ни ближний круг. А вот задавались ли такими вопросами они сами – это куда интереснее.

Поэтому эти сущностные вопросы их самих порой ставят в тупик, порой заставляют сучить лапками и выговариваться напропалую, а то вдруг и держать паузу, которой могут позавидовать и профессиональные речевики.

Что с того, что имена героев советской эпохи им уже ничего не говорят – их там не стояло! Поэтому для кого-то из них Космодемьянскую зовут Зинаидой, а для кого-то она что-то навроде Анны Карениной. А третий здраво и остроумно опрокинет давно отыгранный пропагандистский сюжет в наши дни: как только нынешней Космодемьянской выдадут требуемое ею бабло, не отходя от карты, она укажет точные координаты местонахождения партизан. Как тут не вспомнить Виктора Шкловского с его утверждением, что сюжет принадлежит лишь своей эпохе, а в последующие уже не работает! Как непредставима Анна Каренина в 1917 году, так и Зою Космодемьянскую в XXI веке уже не реанимировать.

Чтобы образ переходил в мысль, а мысль, в свою очередь, не утрачивала образного строя, режиссёру Наталии Яковлевой пришлось сконструировать сюжет фильма по принципу некого театрального действа, однако по-кинематографически динамичного. Паузами-интерлюдиями здесь служат снятые из окна электричек прогоны. На бетонных заборах пригородных промзон мелькают во всей красе ставшие давно привычными агрессивно-радикальные призывы, где даже объяснению в любви отказано в лирике: «Женя, хоть ты и сволочь, но я тебя люблю!» Эта энергетика нелюбви органично перетекает в яростные строки рэп-стихов и близкие к сатанинским шабаши неведомо каких субкультур.

Но вот растворяются створки и убираются ширмы. И наедине с собой и камерой уже не скопом, а в индивидуальном порядке молодые люди задаются вопросами, которым нет места на сходках. Пусть зачастую и не зная на них ответов…

Ты любуешься красотой и разнообразием их лиц – впрочем, кто не красив в 20 лет! Ловишь себя на том, что ты не только заворожённо на них смотришь, но и с живым интересом их слушаешь, какие бы завиральные идеи они порой ни излагали. Но зачастую и вполне здравые. Это уже не представители схлынувшей безликой толпы, но индивидуумы с личностным потенциалом, по-своему взыскующие истины. Им действительно надо не просто выговориться, но мысль разрешить!

Недаром в усиление образного строя режиссёр Наталия Яковлева предпослала фильму зачин, когда под проникновенные аккорды Франца Шуберта идёт череда классических портретных образов. Сопоставление по контрасту с живописными полотнами проходит через своего рода смысловой контрапункт героев фильма с тем, чтобы в финале – да не покажется чрезмерным этот ход – им уподобиться! Закольцованные с вечными живописными образцами, кинематографические портреты персонажей фильма – девочки Оли из Московской области, мальчика Жени из Новосибирска и десятков других юношей и девушек – имеют право на такое сопряжение.

Здесь важно вспомнить, что в фильме «Pro молодёжь» помимо визуальной стороны значимо слово как таковое. Недаром он выстроен из лоскутков рассказов, крошечных новелл, составивших микросюжеты этой получасовой ленты. Вот это умение выделить героя из толпы и выслушать его как собеседника проявилось как характерная черта режиссёрского стиля Наталии Яковлевой.

Отчётливо заметная и в предыдущем её фильме «Венеция. Любовь по переписке» производства той же студии, где герои трёх новелл каждый по-своему рассказывают о любви к легендарной адриатической жемчужине.

Поэтический фильм о Венеции производства 2007 года. Аналитический этюд о современной молодёжи. Несколько учебных фильмов по истории мирового кино, далёких от общепринятого стандарта… Ими зарекомендовала себя режиссёр Наталия Яковлева. Но этих и других лент режиссёров-документалистов, которым открыли дорогу молодые столичные студии «Август», «Точка зрения», «Мастер» и другие, вполне могло бы и не быть, возобладай наметившаяся ныне тенденция поручать производство и монтаж документальных лент лишь именитым мастерам, оснащённым регалиями и зарекомендовавшим себя в прошлые десятилетия. Тенденция, прямо скажем, опасная, памятная сталинским периодом малокартинья, когда постановки поручались сталинским же орденоносцам и любимцам. В год выпускалось десяток-полтора игровых лент, включая фильмы-спектакли, а генерация художников-фронтовиков, гордости кинематографа оттепели, чуть ли не до седин ходила у мэтров в ассистентах.

История, увы, нас мало чему учит, в том числе и история кино. Кто же это, кроме историков кино и киноведов, знает и помнит, что там было в Кинокомитете и в кинотеатрах лет шестьдесят назад?!

«Но чтобы было всё не так, чтоб всё иначе было…», как писал поэт, напомнить всё же стоит. Да и предостеречь не грех.

Возвращаясь же к фильму «Pro молодёжь» и к спектру вызванных им ассоциаций, не могу не резюмировать.

Можно было бы пойти в нём по самому лёгкому пути – изображения толпы, стада, быдла – и дать, поелику возможно, их социологический срез. «Не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав…»

А можно было попытаться сказать о «клейких листочках», по Ивану Карамазову, – даже в XXI веке.
По счастью, у Наталии Яковлевой вышло второе.

Валерий БОСЕНКО

ОТ РЕДАКЦИИ

Картиной, которой посвящена эта статья, открылся вчера 13-й фестиваль «Белые столбы». Обстоятельство для ленты в одно и то же время знаменательное и несколько парадоксальное. С одной стороны, о чём, как не о признании её безусловных достоинств, должен свидетельствовать сам по себе статус «фильма-открытия» одного из лучших и авторитетнейших отечественных кинофорумов?.. Но с другой – фестиваль этот, как известно, архивного кино, что чётко закреплено в самом его названии.

Исходя из этой специфики смотра сам факт показа на нём совсем свежего документального фильма должен или недвусмысленно намекать на то, что лента «Pro молодёжь», условно говоря, уже сейчас готова войти в анналы, или подчёркивать особую значимость затронутых в ней тем. Поскольку смотр в подмосковных «Белых столбах» из года в год не только открывает, возвращает, извлекает «из-под глыб» интереснейшие плёнки, но и всякий раз стремится к концептуальному осмыслению поднимаемых, разворачиваемых с помощью языка кино, длящихся во времени и пространстве визуальных «разговоров» – эстетических, культурологических, нравственных, общественно-политических…

О том, какие «вечные вопросы» легли во главу угла нынешнего фестиваля, и том, как корреспондировался с ними «молодёжный» фильм 2008 года, «ЛГ» по традиции подробно расскажет в одном из ближайших номеров.

Обсудить в группе Telegram

Валерий Босенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS