По шуршащим золотой листвой осенним Сокольникам гуляет бабушка с полуторамесячным малышом, спящим в коляске. Навстречу ей приближается стайка воркующих старушек. О Господи, да это же Фаина Раневская в окружении поклонниц! Когда они поравнялись, Фаина Георгиевна приостановилась и спросила у растерявшейся бабушки с коляской, можно ли взглянуть на мирно спящее чадо. Она подняла кружевное одеяльце и тихо произнесла: «Какой милый! Он обязательно будет счастливым. Поверьте».
Предвидение великой актрисы сбылось. Вырос счастливый и талантливый человек, художник Даниил Фёдоров. Ему сегодня 28. Бабушка, прогуливавшая его в коляске, – известный художник Тамара Александровна Осипова-Фёдорова, супруга не менее известного живописца Владислава Георгиевича Фёдорова. Их дочь, мать Даниила, – Мария Владиславовна Фёдорова – заслуженный художник Российской Федерации, создавшая стиль костюмов для солистов оркестра под управлением Леонида Утёсова, Государственного ансамбля танца России и ансамбля под управлением Надежды Бабкиной «Русская песня», а также для общесоюзного Дома моделей одежды.
Прекрасная родословная этой семьи началась с Александра Ефимовича Осипова – крестьянского сына из Каширского уезда Тверской губернии, успешно окончившего школу Общества поощрения художеств под руководством Н. Рериха и А. Рылова, а затем Петербургскую академию художеств.
Пять художников четырёх поколений одной семьи! Династия живописцев разной манеры письма и жанровых тем недавно отметила свой вековой юбилей.
Сегодняшний продолжатель родословных традиций Даниил Фёдоров с детства жил в атмосфере творчества, когда держать палитру в руках для всех домочадцев было состоянием самым что ни на есть естественным. Профессиональное образование, полученное им, первоклассно: домашнее – с подачи любимых дедушки и бабушки, подготовивших его к Московской художественной школе, а затем к художественно-графическому факультету Московского государственного педагогического университета.
Несмотря на молодость, он участник многочисленных выставок – таких значимых, например, как «Моя семья» (Москва) и «100 лет династии художников-пейзажистов Осиповых-Фёдоровых» в Российском культурном центре Посольства РФ в Вашингтоне.
Фёдорову близки мастера, в творчестве которых преобладает чисто живописное начало. Это представители русского импрессионизма и постимпрессионизма. На базе серьёзной и глубокой реалистической школы, рано и трепетно ему переданной старшими, он работает смело, напористо, раскрепощённо. Не боится ярких столкновений цвета. Традиционно считающиеся рискованными сочетания красок в его исполнении гармоничны. В его чётко выстроенных натюрмортах, кстати, ставших темой вузовского диплома, наглядно прослеживается взаимодействие цвета и формы.
Когда он пишет «портрет» русской деревни – холодной, неуютной, слякотной, то видит её не с позиции городского сноба, а воспринимает с душевной болью и сопереживанием.
Московский пейзаж Даниила всегда композиционно крепко сцементирован, убедителен по колориту, настроению. «Сегодня Москва, – говорит он, – мощный, пафосный город с симфонически неповторимым звучанием своей музыкальной партитуры. С громкими, порой агрессивными ритмами джазовой интерпретации и постоянным внутренним движением!»
В творческом хаосе нынешних постконцептуальных направлений, порой далёких от принципов и традиций классического искусства, поиск собственной индивидуальности бывает необыкновенно усложнён. Для этого художник должен обладать определённым бойцовским характером. Таким мужеством наделён Даниил. Он осваивает, причём успешно, современный стиль, близкий к поп-арту, – мэйн-арт, в котором гармонично соединились поиски художников-шестидесятников и гламурная эффективность художников сегодняшнего дня.
Он восхищён природной красотой женщины. Каждой из них готов исполнить восторженный гимн, успешно добиваясь этого в своих полотнах. Холсты его, обычно большого формата, и модели, изображённые на них, далеко превосходят натуральную «величину», что придаёт произведениям молодого мастера плакатный монументализм и в какой-то степени рекламность, созвучную восприятию современного зрителя.
Действительный член Российской академии художеств критик-искусствовед Александр Рожин отметил: «Даниил Фёдоров заявил о себе как незаурядный живописец, тонко чувствующий цвет. Его работы привлекают внимание свежестью восприятия мира, светоносностью красок и неподдельной эмоциональностью, свидетельствующими о профессионализме и самостоятельности молодого автора…»
И этот молодой автор – человек уже новой формации, нового времени. Нового творческого мышления.