Расходы на образование в бюджете КНР почти в 5 раз выше, чем у нас
Накануне так называемых двух сессий – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган КНР) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК), работа которых завершилась в Пекине 13 марта, появилось любопытное исследование международной независимой консалтинговой коммуникационной компании Edelman Trust Barometer. Она мониторит уровень доверия общества правительствам в разных странах мира. Так вот, в «барометре доверия» 2017 года среди 28 стран лидирует Китай (76%).
И это на фоне глобального кризиса доверия традиционным институтам власти (46%). Самый низкий (увы!) среди ведущих стран этот уровень в России – 44%.
Внутренняя стабильность – важнейший фактор поступательного социально-экономического развития Китая, но и внешние обстоятельства нельзя не учитывать. А они для Поднебесной очень непросты. В течение жизни одного поколения Китай из бедной, технически отсталой страны превратился в сверхдержаву и стал одним из главных конкурентов мировому лидеру – США. Последние события: смена там президента с пока не определившимся вектором его политики на китайском направлении, первые недвусмысленно недружественные заявления в адрес Китая, тревожная ситуация на Тайване, в Южно-Китайском море, на Корейском полуострове, – всё это заставляет Китай действовать на опережение.
«Комплексно анализируя международное положение, мы понимаем, что в текущем году необходимо целиком и полностью готовиться к значительно более сложной и суровой обстановке», – заявил 5 марта на сессии ВСНП премьер Госсовета Китая Ли Кэцян. Одним из ответов на тревожные вызовы явилось ощутимое по сравнению с прошлым годом увеличение (на 7%) оборонного бюджета, на что тут же обратили внимание зарубежные СМИ. Однако это всего лишь 1,3% общего объёма национального ВВП. Этот показатель гораздо более низок, чем у крупных западных держав.
Несопоставимы с этой цифрой другие показатели бюджетных расходов, представленные в докладе премьера. А именно расходы на социальную сферу, здравоохранение – 7,2% (в России – 2,2%), образование – 15,1% (в России – 3,33%). Программа развития, претворяемая в Китае и много лет ожидаемая в России, требует, как тут убеждены, людей образованных и профессиональных.
Период модернизации, ставящий целью ускоренную индустриализацию, в КНР заканчивается. Создана великолепная современная инфраструктура: железнодорожные магистрали и скоростные автобаны, трубопроводы и линии электропередачи, аэродромы и морские порты, крупные логистические хабы и чётко выстроенные маршруты движения товаров. Эта «кровеносная система» работает бесперебойно и на полную мощь. Китай вступает в новую эпоху. Некоторое замедление экономического роста (до прогнозируемых на 2017 год 6,5%) в такой ситуации оправданно. Количественные изменения на глазах переходят в качественные – центр развития переносится в научные мастерские и исследовательские лаборатории, университеты и на космические станции...
Предстоящий год – время опережающего роста инновационного и высокотехнологичного секторов экономики, время развития. Именно слово «развитие» часто слышалось в выступлениях председателя КНР Си Цзиньпина на нынешних «двух сессиях» и на трёх предыдущих. Китайские журналисты определили, что по частоте употребления в его официальных речах лидируют шесть слов-понятий: экономика, политика «одного Китая», инновации, реформы, национальная безопасность, развитие. Тема развития стала приоритетной и в общенациональной повестке дня сегодняшнего Китая.
Светлана Селиванова, собкор «ЛГ», Пекин