Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 сентября 2020 г.
  4. № 35 (6750) (02.09.2020)
Литература

Китеж-камень

О главной святыне дохристианской Руси

02 сентября 2020
Быть может, Китеж из древней легенды – не город, а священный камень...

Не помню, кто и когда надоумил меня, что камни имеют свойство конденсировать в себе энергетику места, того места, где они долгие годы прожили, или пролежали. Вот написал «прожили» – и сразу одухотворил их, камни те. Побывал я во многих интересных и легендарных точках на земле и отовсюду привожу себе на память из таких поездок камешки. Лежат у меня на полке рядом с книгами эти небольшие обломки базальтов и песчаников с наклеенными бумажками: «Парфенон», «Пирамида Хеопса», «Могила Леонардо», «Соловки», «Дальняя пустынька» и десятки других.

Видимо, не только меня окрылила идея сакральности и возможной значимости в нашей жизни некоторых камней. Люди, которые проживали тысячи лет назад на наших землях, наверно, также видели в некоторых определённых избранных камнях непонятную, но притягательную тайну, а через неё и возможность связаться с какими-то потусторонними или неведомыми силами. А поиски этих связей с потусторонним миром велись человеком всегда и ведутся сейчас.

В русских сказках много говорится о разумных камнях. Камни являлись хранителями сокровищ и волшебных предметов. Вплоть до наших дней сохранились места, где люди уважают и почитают камни, помня об их удивительной силе и способности исцелять различные недуги. Такие места – это сохранившиеся остатки древних Святилищ, где Могучий Валун служил Алтарём и накопителем Энергий.

Каменные столбы, половецкие бабы, камни-следовики, огромные валуны, которые притащил на земли ополья когда-то ледник, в течение тысячелетий стояли в центре языческих капищ, им поклонялись на протяжении многих поколений наши предки. С этими каменными идолами приходилось бороться первым христианским подвижникам-миссионерам, нёсшим местным лесным людям, этим многочисленным угро-финским народам, Новый Завет. А чаще не боролись, а просто устанавливали на этих святых для местных жителей местах свои новые православные храмы, часовни и поклонные кресты.

С одной стороны, этот манёвр привлекал в новый храм старых посетителей капища, с которым новая вера умудрялась уживаться. С другой стороны, языческие капища устраивались в определённых местах с повышенной жизненно важной энергетикой, смысл которой позволено понять только людям, посвящённым и прошедшим определённые духовные практики. Хотя по преданиям, воспоминаниям и задокументированным свидетельствам, в такие камни, поставленные в языческих молельнях, молнии при грозе били очень часто, что указывало на необычность выбранного места. И церкви, поставленные на таких языческих капищах, очень часто горели.

Местные жители принимали новую веру, но память предков была сильна! И жители переносили свои святыни в новые места, вглубь страны, в леса, чтобы спокойно реализовывать свои религиозные потребности.

Небольшое село Кидекша, расположенное в трёх километрах от Суздаля, стоит на одноимённой речке Каменка. Да-да, одноимённой: Кидекша – одно из древнейших русских сёл – было заселено когда-то народом меря, а на угро-финских наречиях и «кит», и «кид» означает «камень». Это село стало в XII веке загородной резиденцией князя Юрия Долгорукого. Здесь он поставил один из красивейших русских храмов, дошедших до нас с XII века, который совершенно неожиданным образом посетил однажды Путин и приказал пришедшее в полный упадок сооружение привести в порядок и сохранить. Кто-то, видимо, посоветовал ему посетить это священное место, откуда берёт начало современная русская земля. По преданиям, именно здесь стоял когда-то главный поклонный камень Древней Руси. На этой поляне, по одному из преданий, встретились Борис и Глеб, первые русские святые, пред тем как отправиться навстречу своей гибели.

Сына своего князь Юрий Долгорукий да и все домашние звали Кит – крепким, как камень, в детстве был Андрей Боголюбский.

Да и название Китай-города никак не связано с далёким и незнакомым Китаем, а значит просто «Каменный город».

А может, и «Земля стоит на трёх китах» – имеются в виду три камня?! Ну не странные же и непонятные чужие морские животные!

Интересное это слово – «КИТ»!

Кит – это жертвенный святилищный камень древнейшей эпохи.

Уже много лет у меня перед глазами стоит этот зелёный луг Кидекши, словно идеальный газон английского футбольного поля с плывущим по нему белым храмом. А когда-то на этом месте покоилcя большой и главный камень, которому поклонялись жители окрестных земель. Но вот...

Пришлось хранителям древних местных обычаев и веры спасать символы своей языческой религии, в том числе и этот огромный священный камень КИТ, стоявший много веков на площади Кидекши. Спасать – значит спрятать его от любопытных и злых глаз в глубине России, в заповедных и непроходимых заволжских лесах. Тут напрямую до Волги сто пятьдесят вёрст.

Где толкать его пришлось, этот камень, где тащить волоком на специальных еловых волокушах, а с крутого берега Волги скатили его к воде и стали ждать, когда на реке встанет лёд. А место это, село в смысле, стало называться Катунками. На другом берегу Волги, куда и был по льду зимой переправлен великий молельный камень, был Андреем Боголюбским вскоре заложен город Городец, который в народе стал назваться Малым Китежем, да и суффикс «-ец» чаще всего в русском языке носит уменьшительный характер.

Скорее всего, Большой Священный Камень здесь, в Городце, раскололся, и малую часть пришлось захоронить в Святом озере, а Главный камень тащить дальше в леса. Именно в центре современного Городца, на берегу Святого озера, которое сохранилось до сих пор и на дне которого покоится обломок Главного камня, начиная с XII века проводились массовые крещения язычников угро-финских племён, обитавших в заволжских лесах. А может, Городец стал обзываться Малым Китежем по той причине, что недолго погостевал в нём главный символ русской земли Камень-Кит.

По заповедным тропам да специальным просекам, которые потом стали называться тропами Батыя, тащили дальше вглубь лесов, на берега озера Светлояр священный Камень-Кит. И вот, когда нашёл древний священный камень своё новое место, стало и озеро Светлояр новой точкой русской земли, с мистической силой притягивающей на свои берега паломников.

И язычники, и старообрядцы, усиленно заселявшие эти непроходимые ветлужские леса начиная с семнадцатого века, и последователи современного православия обожествляли и поклонялись озеру Светлояр, памятуя легенду о Граде Китеже, утонувшем в его водах.

А Град Китеж – это не город и не поселение, а замечательный священный камень, которому поклонялись наши предки – язычники, который когда-то был здесь на берегу озера Светлояр поставлен и обнесён оградой. А потом в силу каких-то обстоятельств был свергнут и утоплен в этих глубоких и холодных водах. Кем и когда – неизвестно!

На высоком угоре над озером, рядом с часовней, освящённой в честь Казанской Божьей Матери, лежит, закопавшись в землю, большой гранитный валун со «следком». Если присмотреться, то можно подметить, как часто люди встают перед этим камнем на колени, а иногда и целуют его. Может, этот камень-следовик – тоже обломок того великого камня, святыня древней дохристианской Руси?






Тэги: Олег Рябов Точка отсчета
Обсудить в группе Telegram

Олег Рябов

Родился в 1948 году в Горьком. Окончил политехн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Река благословила

    11.05.2022
  • «Это же надо знать, это наша история…»

    14.08.2021
  • Сначала погуляем

    06.07.2021
  • «Любовь спасала нас в блокаду...»

    18.05.2021
  • Преданный музыке гор

    41 голосов
  • От постмодернизма к хакенкройцу

    31 голосов
  • Большая воронка столицы

    26 голосов
  • Вначале был писатель

    24 голосов
  • Сначала погуляем

    16 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS