Леонид Гурченко. Царь, Бог и Рус – того же духа.
– М.: Издательство «Алгоритм», 2018.
– 95 с. – 500 экз.
Вадим Кожинов однажды сказал, что в Истре живёт замечательный человек, пишущий стихи, но есть у него работы и из области славяно-русов, надо вам познакомиться. Я в то время обитал на западе Московской области и как-то, проезжая через Истру, исполнил пожелание Кожинова, поэтическому вкусу которого я всецело доверял. В стихах Леонида Гурченко сопрягались далёкие исторические и языковые пласты. Теперь, листая его новую книгу, в самом названии почувствовал сопряжение христианских начал: «Царь, Бог и Рус – того же духа».
Статья, открывающая издание, посвящена академику Рыбакову, создателю фундаментального труда о дохристианской религии славян. Автор поставил задачу оборонить от злонамеренной критики яркую идею Рыбакова о том, что киевский князь Кий и прославленный византийский стратиг VI века Хильбудий – возможно, одно и то же лицо. Значение этой идеи сильно зависит от начальных условий: сообщения летописца Нестора о Кие, Прокопия Кесарийского о Хильбудии и надписи надгробия Хильбудия. Новый анализ соединённых фактов позволил Гурченко подтвердить идею Рыбакова – да, русский князь и византийский стратиг – одно и то же лицо.
Жанр книги определить не могу. Здесь нечто историософское: славяне, венеды, кельты, слово «русин» в эпоху Кирилла и Мефодия, русская императрица Екатерина без приставки «немка» и мимолётные эскизы – о Станиславе Куняеве, о Юрии Кузнецове, о Вадиме Кожинове, а следом «прибавление» – о Евтушенко. Кстати, некоторые статьи скреплены символичными стихотворениями автора с оригинальными образами. Они заметно оживляют пейзажи статей, происходит качественное изменение их свойств. Возможно, это взаимодействие прозы и стихов вызвало такую оценку книги в интернете: «Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься им всем существом…» Красиво оформленная книга с броской аннотацией наверняка привлечёт того, кто ищет неожиданные сопоставления, любит угадывать в словарях давно умерших языков тени пращуров нашей живой речи.
И ещё одно слово: не хочется упускать из виду значимый природный пейзаж. Однажды Леонид на Рождество был у меня. Ранним морозным утром мы отправились к моему другу отцу Петру Трохину, настоятелю храма на погосте Пески. Шли пешком; когда рассвело, мы подняли глаза к небу – от солнца изошли четыре луча, образовавшие сияющий крест над местом, где стоит храм. Мы шли долго, и это огненное Древо Христа всё время сопровождало нас.
Сергей Панов