Полустанки. – М.: Художественно-издательский центр, 2011. – 64 с. – 100 экз.
Из книжной поэтической продукции последнего времени поразили меня три книги. Три сборника избранных стихов – Сергея Гандлевского, Михаила Синельникова и Виктора Гофмана. И если два первых имени (особенно Гандлевский) широко известны и признаны и не нуждаются в рекомендациях, то В. Гофман находится в ином положении. Уже не молодой человек, он издал несколько книг за последнее десятилетие, но известен глухо – только знатокам поэзии.
А между тем, на мой взгляд, Гофман – поэт замечательный! Я бы даже сказал, уникальный. Он мало на кого похож, он абсолютно не вписан в современную поэтическую тусовку. И всё же…
Чтоб не месить грязь,
Надо унять рысь,
И оборвать связь,
И унестись ввысь.
Перекусив нить,
Лёгок полёт лет.
Но тяжело быть,
Если тебя нет.
По сути, он выбрал совершенно особый одинокий путь по дорожке современного авангарда.
В то время как большинство современных поэтов (и талантливых в том числе) пошли по линии новации, посильно обновляя изобразительные средства, Гофман выбрал другой путь – путь совершенствования классической поэтики, опираясь на Бунина, Ходасевича, Кузмина, Георгия Иванова.
При этом он менее всего эпигон. Его точная внятная поэтика абсолютно оригинальна – и прежде всего в методах изображения. Вот как он описывает грузинский пиршественный стол:
На блюде лобио зелёный,
левей близнец его – шпинат,
и ачмы пухлой пыл слоёный,
и проперчённый маринад.
Душистой коркой загрубели
индейки сочные бока,
к ним грациозный сацибели
добавит запах чеснока.
Сыр золотистый в хачапури
чуть вяжет зубы и язык;
с налипшей гарью –
на шампуре
слегка обугленный шашлык.
Любой Снайдерс, любой Кончаловский позавидует этой изысканной и такой точной, такой обаятельной живописи. И, что драгоценно, Гофман – поэт культуры. Полнее всего это проявилось в замечательном стихотворении «Крым». Каким-то чудом здесь в переплетающихся свободных и рифмованных стихах соединены и русские цари (Александр III и Николай II), и кумиры начала века – Волошин, Цветаева, Андрей Белый, Рудольф Штайнер. Но это не музейное перечисление. Это стихи о том, чем был Крым для нашего и более молодого поколения и чем он стал сейчас, погубленный дешёвкой и коммерцией.
Вообще же Гофман – поэт даже злободневный, многие его стихи крайне современны, но форма их классична, ясна, отточена до предела. Это то «чистописание», которое можно только приветствовать.
Между тем ему доступна мировая панорама, он поэт с европейским взглядом. Вот стихотворение «Рим». Как убедительно, как точно воссоздана здесь Италия Муссолини:
В дыханье Рима – запах смерти,
Закатный дым,
жужжанье мух,
А в зале пожинает Верди
Плоды затворнических мук.
………………………………
И от Нерона до Карузо
В кипенье праздничной реки
Промоет оперная муза
Свои кровавые клыки.
Эта книга вышла тиражом всего 100 экземпляров. Автор как бы намеренно суживает круг своих читателей. Но значение этой книги велико. Она доказывает, что классическая поэтика русского модернизма жива и, обкатанная талантом, культурой и особо точным зрением, может дать выдающиеся плоды.