Термин «вещание», кажется, следовало бы применять по отношению к единственной радиостанции – «Орфей». Потому что в её эфире – только классическая музыка. Этого факта вполне достаточно, чтобы отнести «Орфей» к заметным явлениям отечественной культуры. Но если вспомнить, что радиостанция отмечает юбилей – 20 лет в эфире, если вспомнить обстоятельства места, времени и действия, понимаешь: речь идёт о чём-то уникальном. О чём именно, рассказывает руководитель радио «Орфей» Ирина ГЕРАСИМОВА.
– Сам факт существования радио «Орфей» как будто опровергает суждение о безоговорочной победе масскульта. Оглядываясь по сторонам, вам не кажется странным, что вы ещё существуете?
– Безоговорочная победа масскульта – это миф, распространяемый в первую очередь самим масскультом. На самом деле это не так. Согласно проведённым соцопросам каждый второй радиослушатель был бы не против иметь в своём приёмнике радиостанцию классической музыки. Это не значит, что он будет слушать только классику, но и её – тоже. Кстати, несмотря на наличие в продаже лёгкой литературы, спрос на классические произведения стабилен. Да и Леонардо да Винчи достаточно успешно конкурирует с современными художниками…
– Кто ваш слушатель? Каким образом качественно и количественно изменилась аудитория после получения в 2009 году FM-частоты?
– С осени 2007 года «Орфей» осуществляет проект по изучениию своей аудитории, в рамках которого проведены: всероссийский опрос ВЦИОМ, анализ данных измерения аудитории TNS-Россия, опросы на концертах, на нашем сайте, тестирование фокус-групп.
Среди всех российских радиостанций «Орфей» обладает самой высокообразованной аудиторией – почти 60% наших слушателей окончили вузы. Наша аудитория взрослая, возраст – 40+, в ней почти равное количество мужчин и женщин. Ценностные ориентиры – семья, здоровье, любовь, жизненная мудрость, духовное совершенствование. Социальный статус – руководители, специалисты, служащие, пенсионеры.
После получения FM-частоты произошёл скачок: с 42 тысяч человек количество слушателей приблизилось к 84 тысячам, а уже во II квартале 2009 года, по данным TNS-Россия, недельная аудитория «Орфея» в Москве составила 208 тысяч. Для сравнения: средняя недельная аудитория слушателей классической музыки во всех концертных залах столицы в сезоне 2008/09 составила 23 тысячи. Сегодняшний среднемесячный охват аудитории «Орфея» – около 600 тысяч человек. До рекордного уровня возросло количество москвичей, знающих станцию, – более 2 млн. человек. Нас стали слушать не только дома и на работе, в три раза выросло прослушивание станции в автомобилях.
– Вы празднуете двадцатилетие, хотя могли бы начать своё летоисчисление с давних времён Всесоюзного радио – его четвёртой программы. Вы сознательно дистанцируетесь от этого прошлого? И вообще, в какой степени в связи с сегодняшним радио «Орфей» можно говорить о «преемственности поколений»? Ведь (вы вряд ли станете отрицать) в СССР существовала традиция популяризации классической музыки.
– О существовании четвёртой программы Всесоюзного радио сейчас помнит крайне немного людей, к сожалению… Радио «Орфей» слушают в 14 регионах, в том числе – в обеих столицах России. И это число будет увеличиваться. Интернет-вещание доступно всему миру. Да и потом 20 лет – отличная круглая дата. Хотя спасибо за идею – может быть, и юбилей четвёртой программы отметим, когда он наступит.
Что касается советской системы популяризации классической музыки, то отрицать её существование было бы глупо. Но когда из неё вынули становой хребет – госзаказ, она распалась. Поэтому мы работаем в тех условиях, которые сейчас есть. А преемственность поколений обеспечивает то, что «Орфей» вещает классическую музыку. В отличие от большинства эстрадных произведений (хотя и на эстраде есть счастливые исключения) талантливая классика живёт долго.
– Радио «Орфей» – государственная структура, вы получаете финансирование из бюджета. А есть ли в связи с этим какие-то требования, рамки, сформулированные цели, которые вы должны учитывать? Какова сверхзадача проекта?
– Наша главная уставная задача – производство, популяризация и распространение классических музыкальных программ. Это – не просто бюрократическая фраза. Это – суть дела, та рамка, за которую мы выходить не можем и не собираемся. Но рамка эта достаточно широка для всех разнообразных жанров, представленных на «Орфее», – кстати, их палитру мы постоянно расширяем.
– Как вы вообще относитесь к идее «самофинансирования учреждений культуры»?
– Культура может и должна зарабатывать, но должна при этом поддерживаться государством – например, грантовой системой, как это происходит сейчас. И эту систему поддержки надо расширять. Идеолог КПСС Михаил Суслов когда-то сказал: «На идеологию мы денег жалеть не будем». Пора сказать это про культуру. От этого во многом зависит, какими будут те, кому мы доверим Россию в ХХI веке, – наши дети и внуки… Есть учреждения культуры, которые могут зарабатывать, – ну и прекрасно. Однако есть и другие, но при этом – не менее нужные для страны.
– Можно приобрести нового слушателя-дилетанта, не прошедшего уроков сольфеджио, и выполнить таким образом миссию популяризации. Но тогда, скорее всего, придётся потерять искушённого любителя классики. Что для вас важнее: приобрести или не потерять? Как в связи с этим строится программная политика радио «Орфей»?
– Это – искусственное противопоставление. Вся проблема в ханжестве некоторых «знатоков» музыки. Классическая музыка должна быть доступна всем желающим её слушать. У «Орфея» разнообразная программа, чтобы удовлетворить запросы всех. У нас есть утренний формат вещания, в нём мы сознательно ставим музыкальные произведения не длиннее 5 минут. Но есть длинные эфирные отрезки. В них мы транслируем концерты, оперы и симфонии. Кстати, можно и начинающего любителя классики «подтянуть» со временем практически до профессионального уровня – если он, конечно, захочет. Для этого у нас существуют специальные программы, где рассказывается об истории и современности классической музыки. Очень популярна программа «Музыка, которая вернулась» (лауреат национальной премии «Радиомания») – с музыковедом Михаилом Казиником. У нас много знаменитых имён, интересных авторов, рассказывающих о своей профессии и искусстве: Любовь Казарновская, Илзе Лиепа, Владимир Молчанов, Владимир Дашкевич, Александр Журбин, Сергей Яковенко и многие другие.
– Каким кажется мир из вашей радиорубки? Не рождает ли этот ракурс ложного представления о реальности, эдакого прекраснодушия?
– Я не сижу в радиорубке. У нас в компании вообще радиорубки нет – есть студии, и достаточно современные. Мир «Орфея» – абсолютно открытый. Мы – члены Европейского вещательного союза, благодаря этому у наших слушателей есть возможность услышать Вагнера из Байрёйта, Штрауса из Вены, Верди из Ла Скала, а мировую премьеру – из лучших концертных залов: Метрополитен-опера, Гранд-опера, Ковент-Гарден. «Орфей» представляет Россию на крупнейшей музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах. Радиостанция «Орфей» вошла в состав жюри легендарной Международной премии классической музыки International Classical Music Awards.
Для нас практически нет границ. Но и ответственность перед нашими слушателями – соответствующая. Поэтому оторваться от реальности не получается при всём желании. Но эта реальность сложная, она – ярка, многогранна и тем прекрасна. Я думаю, вы её чувствуете, когда включаете «Орфей».
Вопросы задавал