ПАЛИТРА БЕЛОКАМЕННОЙ
Двадцать лет назад в издательстве «Московский рабочий» вышла книга Евгения Осетрова «Моё открытие Москвы». «Нынешняя Москва, – писал автор, – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ». Художником книги был Николай Усачёв – известный график-иллюстратор и не менее известный кинематографист. За несколько месяцев изнуряющей по объёму работы над изданием он буквально исходил всю столицу – от Андроникова монастыря до кремлёвских ансамблей, от железнодорожных и речных вокзалов, станций метрополитена и музеев до… Москвы времён Юрия Долгорукого. Рисунки – а их около тысячи! – выполнены с натуры. Причём настолько живо и достоверно, что даже несуществующие площади и улицы старины, канувшие в небытие и воссозданные воображением художника-исследователя на основе обширных иконографических материалов, выглядят так же убедительно, как нынешние реалии – современные дома и ещё чудом сохранившиеся церкви. Сказалось образование, полученное им в лучшей в своё время киношколе мира – Всесоюзном государственном институте кинематографии. Графика его построена на острой ракурсной композиции. В ней всегда мизансцена. И – движение!
Когда Михаилу Шолохову показали его книгу, проиллюстрированную Николаем Усачёвым, писатель с благодарностью передал её экземпляр художнику с кратким автографом: «Автору от автора». А затем добавил, но уже телеграммой: «Благодарю за прекрасные иллюстрации к моей книге «Донские рассказы». Спасибо!» На представительной выставке графических листов к произведениям Михаила Шолохова рядом с именами прославленных мастеров – работами Кукрыниксов, Верейского, Лаптева, Шмаринова, Реброва – экспонировались и рисунки Николая Усачёва.
Он иллюстрировал не только произведения Шолохова, но и роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, за что был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей.
На его счету десятки иллюстрированных книг. В домашней библиотеке – «своя» отдельная полка. Читаю на корешках: Вальтер Скотт, Алексей Толстой, Александр Серафимович, Всеволод Вишневский, Александр Беляев, Пётр Проскурин, Василий Шукшин…
Впечатляющ список и фильмов, в которых он в качестве художника-постановщика принимал участие. Лучшая экранная работа его – «Дневные звёзды» о трагической судьбе ленинградской поэтессы Ольги Берггольц.
Кино и книга – работа «на двух фронтах» не прекращается по сей день, хотя и набежали, увы, годы. Но он вне возраста. Ему было 40, когда в библиотечке «Комсомольской правды» (литературном приложении газеты) я вёл рубрику о молодых художниках «Наш вернисаж». Николай не вписывался в общепринятый ценз молодости – до 35 лет. Неожиданно помогла «заграница». В те дни прошёл Международный конгресс геронтологов, где была принята новая классификация возрастных рамок населения планеты, согласно которой молодыми стали считаться люди до 45 лет. И материал мой о художнике был опубликован. Юная задиристость рисунков его доказывала непреложную истину: все временные деления условны.
Обладая острым визуальным мышлением, он интуитивно чувствовал, что при всей студийно-съёмочной нагрузке готов к встрече с литературной классикой: «Сама работа в кино привела меня к книге. Ведь многие фильмы, художником которых я был, ставились по произведениям большой литературы. В отличие от кинокадра иллюстрация свободно лежит на книжной странице, и художнику следует раскрепостить себя от власти рамок, границ кадра. Рисунок на странице компонуется с текстом, что ставит неожиданные, непредвиденные задачи, и их надо решать именно иллюстратору».
Успешное сосуществование в нём творческих направлений – книжно-иллюстративного и кинематографического, его востребованность в нынешнее такое спорное, противоречивое время говорят о незаурядной одарённости зрелого мастера.