Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Классики и современник

01 января 2007

ПАЛИТРА БЕЛОКАМЕННОЙ

Двадцать лет назад в издательстве «Московский рабочий» вышла книга Евгения Осетрова «Моё открытие Москвы». «Нынешняя Москва, – писал автор, – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ». Художником книги был Николай Усачёв – известный график-иллюстратор и не менее известный кинематографист. За несколько месяцев изнуряющей по объёму работы над изданием он буквально исходил всю столицу – от Андроникова монастыря до кремлёвских ансамблей, от железнодорожных и речных вокзалов, станций метрополитена и музеев до… Москвы времён Юрия Долгорукого. Рисунки – а их около тысячи! – выполнены с натуры. Причём настолько живо и достоверно, что даже несуществующие площади и улицы старины, канувшие в небытие и воссозданные воображением художника-исследователя на основе обширных иконографических материалов, выглядят так же убедительно, как нынешние реалии – современные дома и ещё чудом сохранившиеся церкви. Сказалось образование, полученное им в лучшей в своё время киношколе мира – Всесоюзном государственном институте кинематографии. Графика его построена на острой ракурсной композиции. В ней всегда мизансцена. И – движение!
Когда Михаилу Шолохову показали его книгу, проиллюстрированную Николаем Усачёвым, писатель с благодарностью передал её экземпляр художнику с кратким автографом: «Автору от автора». А затем добавил, но уже телеграммой: «Благодарю за прекрасные иллюстрации к моей книге «Донские рассказы». Спасибо!» На представительной выставке графических листов к произведениям Михаила Шолохова рядом с именами прославленных мастеров – работами Кукрыниксов, Верейского, Лаптева, Шмаринова, Реброва – экспонировались и рисунки Николая Усачёва.
Он иллюстрировал не только произведения Шолохова, но и роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, за что был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей.
На его счету десятки иллюстрированных книг. В домашней библиотеке – «своя» отдельная полка. Читаю на корешках: Вальтер Скотт, Алексей Толстой, Александр Серафимович, Всеволод Вишневский, Александр Беляев, Пётр Проскурин, Василий Шукшин…
Впечатляющ список и фильмов, в которых он в качестве художника-постановщика принимал участие. Лучшая экранная работа его – «Дневные звёзды» о трагической судьбе ленинградской поэтессы Ольги Берггольц.
Кино и книга – работа «на двух фронтах» не прекращается по сей день, хотя и набежали, увы, годы. Но он вне возраста. Ему было 40, когда в библиотечке «Комсомольской правды» (литературном приложении газеты) я вёл рубрику о молодых художниках «Наш вернисаж». Николай не вписывался в общепринятый ценз молодости – до 35 лет. Неожиданно помогла «заграница». В те дни прошёл Международный конгресс геронтологов, где была принята новая классификация возрастных рамок населения планеты, согласно которой молодыми стали считаться люди до 45 лет. И материал мой о художнике был опубликован. Юная задиристость рисунков его доказывала непреложную истину: все временные деления условны.
Обладая острым визуальным мышлением, он интуитивно чувствовал, что при всей студийно-съёмочной нагрузке готов к встрече с литературной классикой: «Сама работа в кино привела меня к книге. Ведь многие фильмы, художником которых я был, ставились по произведениям большой литературы. В отличие от кинокадра иллюстрация свободно лежит на книжной странице, и художнику следует раскрепостить себя от власти рамок, границ кадра. Рисунок на странице компонуется с текстом, что ставит неожиданные, непредвиденные задачи, и их надо решать именно иллюстратору».
Успешное сосуществование в нём творческих направлений – книжно-иллюстративного и кинематографического, его востребованность в нынешнее такое спорное, противоречивое время говорят о незаурядной одарённости зрелого мастера. 

Леонид КОЗЛОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS