Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

КЛАССная история

01 января 2007

КИНО

Январь. Фильм «Класс» в российском прокате

Рапортуем! За 51 номер уходящего года на страницах отдела искусства нами было отрецензировано 50 театральных премьер (включая 13 событий в области балета), подвергнуто детальному рассмотрению 19 киноновинок – как отечественных, так и зарубежных. Мы рассказали – и достаточно подробно – о том, как проходили 24 фестиваля в различных городах и весях, связанных с самыми различными видами художественного творчества. 40 свежих книг и альбомов по искусству было представлено читателям на наших полосах. Это не считая материалов обзорных, аналитических, проблемных и проч., в которых недавние события в сфере изящного также находили своё отражение. Но это всё равно – капля в море: жизнь искусства слишком необъятна для ста с небольшим газетных страниц…

Вот ещё четыре события 2009-го: каждый из сотрудников отдела вспомнил о каком-то одном своём впечатлении – не обязательно самом ярком, но «застрявшем в памяти», по тем или иным причинам не отпускающем, а значит, таящем в себе то, ради чего оно, искусство, и существует в нашей жизни. Ждём новых ярких впечатлений уже в 2010 году!

Хотя картина Лорана Канте «Класс» и не получила «Оскара» за лучший иностранный фильм, ей досталась «Золотая пальмовая ветвь» в Канне-2008. На мой вкус, это потяжелее будет. Но речь не о том, что «круче» – каннская пальма или статуэтка дядюшки Оскара. Речь о том, что такое «очень своевременное» кино, выражаясь слогом вождя, сегодня.

Проще всего свести всё к проблемам актуальности киноязыка. Вот, мол, снял человек в документальной манере – и в дамках! Некоторые по простоте душевной вообще приняли «Класс» чуть ли не за документальный фильм. Дескать, актёры – детки из 20-го округа Парижа сыграли самих себя. Не зря даже имена у них в фильмах остались их собственными. Об учителе-словеснике Франсуа и говорить нечего. 37-летний Франсуа Бегодо, преподаватель французского, вначале написал роман о своём опыте работы в школе, а потом и сыграл самого себя в фильме. В результате Лорану Канте пришлось не единожды объясняться по поводу своей работы с актёрами: да, импровизация была, но характеры детей вымышленные и вообще это не документальная картина. А дрожащая камера, как в документальном репортаже, крупные планы и естественная игра – просто выбранная эстетика.

Но «документально» снятая непосредственность сама по себе ничего не несёт. Главное же состоит в том, что документальность служит прикрытием очень жёсткой рациональной конструкции. Именно её скелет Канте маскирует, утапливая в подробностях крупных планов и диалогов. Если отвлечься от них, то перед нами останется единство времени (учебный год), единство места (школа), единство действия (учитель и класс). Эта строгая рамка, позаимствованная из драматургии эпохи классицизма, не только род самоограничения режиссёра. Это прежде всего очень внятный ключ к основным конфликтам картины, который недвусмысленно отсылает к эпохе Просвещения. Косвенно подтверждает эту отсылку упоминание в фильме повести Вольтера «Кандид», которую учитель истории предлагает словеснику выбрать в качестве книги для обсуждения в классе. «Нет, это для них слишком сложно», – отвечает словесник. Иначе говоря, нынешним «простодушным» до «Кандида» ещё далеко.

Но разве нужны какие-то особенные ключи к этому фильму? Разве не ясно, что главная тема – встреча детей иммигрантов из разных стран и континентов с европейской (в данном случае французской) культурой?.. Мультикультурность – реальность сегодняшнего дня. И нужно ли отправляться так далеко – аж в XVIII век, – чтобы говорить об этих реалиях? Итак, речь о политкорректности. И о том, что «люди разных народов» должны осознать французскую культуру как свою. Вот и на вручении «Оскара» «Класс» представили как фильм об ассимиляции. Проблема в том, что эти ребята вовсе не испытывают никакого пиетета перед французской (читай – европейской) культурой. Они презирают «лягушатников», терпеть не могут сыр, и самым большим событием для них становится чемпионат Африки по футболу. Они чувствуют себя «антильцами», «малийцами», не говоря уж о китайцах. Какая там «великая» культура, когда они по-французски говорят с ошибками…

Тут, кстати, возникает ещё один герой фильма – французский язык. Язык, его грамматика, стилистика, словоупотребление становятся постоянным предметом обсуждения. Его освоение – сродни освоению нового космоса. Более того, все конфликты и драмы, разыгрывающиеся в классе, – это драмы из-за того, кто что сказал, кто как это услышал и как это понял-истолковал… Пределы языка – это предел познаваемого. Можно сказать, что перед нами драма интерпретаций и взаимного непонимания.

Драма эта не касается проблем политкорректности впрямую. В фильме нет дискриминации. И собственно, речь не идёт о борьбе за права иммигрантов. Им уже предоставлены права граждан Франции. И одного из героев исключают из школы не из-за того, что он «чёрный», а из-за того, что он «не контролирует своё поведение». Но проблемы закона, долга, конфликта чувства и долга – это как раз те темы, которые обожали классицизм и эпоха Просвещения. Сильный плюс фильма Канте в том, что он не декларирует необходимость исполнения закона (что подразумевают, скажем, телесериалы на детективные темы), он показывает проблему закона как интеллектуальную драму.

Лоран Канте рассказал о современности языком французской классицистической драмы, причём настолько убедительно, что её приняли за документальную прозу. Интересно только, каким мог бы быть русский ремейк этого очень своевременного французского фильма? Но в уходящем году он, увы, так и не появился…

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Обсудить в группе Telegram

Жанна Васильева

Редактор отдела «Искусство».... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS