Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Клип для музы Эвтерпы

01 января 2007

СИНТЕЗ

Елена СЕМЁНОВА

Хрипучие артефакты аудиопоэзии появились в начале XX века – как только родилась сама звукозапись. А стоило начаться бурному развитию любительского видео вкупе с Интернетом, как столь же стремительно начали плодиться визуальные воплощения поэтических произведений. С короткими видеороликами, снятыми по мотивам стихотворений, сейчас можно ознакомиться как на знаменитом сайте www.youtube.com, так и на других ресурсах. Их демонстрируют на литературных вечерах, обсуждают на творческих посиделках и оценивают на конкурсах…

Впрочем, поэт Андрей Коровин убеждён, что основателем видеопоэзии можно назвать Андрея Тарковского, в фильмах которого звучат стихи его отца, поэта Арсения Тарковского. И эти поэтические фрагменты до сих пор воспринимаются вполне органично. Вообще в 60-е годы и позже стихи часто звучали в кино. Однако Коровин считает, что именно манера Тарковского ближе всего к поэтическому клипу.

В конце 80-х годов появились уже отдельные ролики на стихи Константина Кедрова и Елены Кацюбы. Видеопоэзия как особый вид искусства родилась…

Сочетание стихов с видеорядом – часть общей тенденции к синтетике жанров в современном искусстве. Музыкальные видеоклипы существуют давно. Сегодня мы можем видеть, как песни «вживую» сочетаются с танцами на льду, как художники устраивают перформансы, смешивая театр, музыку, литературу…

Видеопоэтические клипы пока очень разные. Они пользуются той толикой свободы, которая дозволена новому жанру, законы которого ещё не отвердели. В одних текст читают под меняющийся ряд образов, подбирая к ним музыкальное сопровождение. В других нет музыки, зато на экране вместе с образами всплывает текст, уподобленный титрам. Можно встретить варианты, когда автор в необычном интерьере читает свои стихи, есть случаи документального кино с вкраплением фото и анимации. Бывают и постановочные фильмы с актёрами.

Среди многого пересмотренного поражает работа Алексея Ушакова «Золотая орда». В ночи из пламени степного костра проявляются огненные буквы – эпиграф, который шёпотом проговаривает автор:

…и отроци его обседяху град,
и не бе слышати
от гласа скрипания телег его,
множества ревения вельблуд его,
и рьжания от гласа стад конь его…

Это строки из Ипатьевской летописи… Кадры сменяют друг друга: монгольские степи со скачущими ордами, виды современной Москвы, чьи улицы тоже заполнены «раскосыми и жадными очами».

На проспекты выходят баскаки
собирать ежедневную дань.

От этих жутковатых ассоциаций внятно ощущается, что мы не просто соседствуем с Востоком. Этот Восток внутри нас:

Только время печально и важно
сосчитает удары копыт,
и в стаканчике пряничной башни
Серебром «динь-динь-динь»
прозвенит.
Пролетишь вороной кобылицей,
и исчезнешь в ночи без следа,
дорогая моя столица,
Золотая моя Орда.

«Золотая орда» заняла в минувшем году второе место на конкурсе видеопоэзии в рамках фестиваля «Петербургские мосты». Возможно, этим успехом автор обязан не в последнюю очередь Инне Кабыш, которой принадлежат две финальные строки, ставшие хрестоматийными. Вспоминается товарищ Бендер, написавший от полноты чувств «Я помню чудное мгновенье…» и лишь потом осознавший, что такое стихотворение уже есть у Пушкина. Можно предположить, что сам автор другими поэтами не интересуется, но что же в таком случае делало жюри?

Надо отметить – в регламенте фестиваля «Петербургские мосты» чётко оговаривалось, что новое воплощение поэзии – всё же именно поэзия, а не просто видеоарт: «Видеоряд и музыкальное сопровождение не должны преобладать над текстом…» Победил тогда ролик «Книго-ноша + «Анна» (Любовь Лебедева, Ольга Хохлова и др.), комбинация из нескольких стихотворений – очень личных и переполненных литературными ассоциациями со стильным и совсем не динамичным чёрно-белым видеорядом.

Я рассекаю страну неосторожным
поворотом конька в пике.
В Питере на моей могиле
можно устраивать клумбу,
Выдавать смарт-карты
            с печатью зверя,
взрывающие турникет.

А вот на недавнем фестивале видеопоэзии «Пятая нога» под эгидой клуба «Синефантом» (кураторы – Андрей Родионов, Екатерина Троепольская и Григорий Матюхин) в Перми условие звучало совсем иначе: «Видео не должно быть подложкой. Видео – это язык». Что, впрочем, не помешало Андрею Родионову определить видео как «хобби для поэзии», а одержать победу в конкурсе – ролику «Вспыхнет взволнованно спичка» (видео Владимира Волоцкого, поэзия Вадима Жукова) без всяких клипмейкерских выкрутасов и с несомненным главенством текста.

Тамбур. Замёрзшие двери.
Рядом согбенная мать.
Я никогда им не верил,
Им только дай погадать.

В клипе «Спина» (видео Алексея Ушакова, стихи Алевтины Дорофеевой) главенствует вокзальная тема: автор на фоне поездов, рельсов, насыпей гулким голосом вокзального диктора читает стихотворение, в котором образ железной дороги как бы «протянут» сквозь позвоночник. Поезда и рельсы – с давних пор любимый символ, вот и Александр Переверзин в клипе «Дорога», где и стихи, и видео его, решает тему одиночества и потерянности через беспомощность человека перед стремительно летящей мимо стальной машиной.

Медитативен и многосмысленен клип Nature show (видео Натальи Бабинцевой, стихи Татьяны Мосеевой), в котором под мелодию музыкальной шкатулки детско-женский голос читает:

За час можно выдумать  сто кораблей,
За час можно получить
пятьдесят рублей,
Только очень холодно и я дрожу,
Извини, я тебе никогда не рожу.

По сонной тёмной реке, как венки купальской ночи, плывут плотики с пластмассовыми часами, которым суждено один за другим с тихим плеском затонуть в финале.

Всё это и многое другое можно найти в Интернете или увидеть на литературных, и не только, форумах. Кроме упомянутых фестивалей поэтические клипы демонстрируются на Московском международном кинофестивале, Московском книжном фестивале, Фестивале новой культуры в ЦДХ, Московской поэтической биеннале. В 2009 году состоялся конкурс видеопоэзии в рамках Фестиваля поэзии на Байкале.

Собственно, и упомянутый выше Андрей Коровин, руководитель литературного салона «Булгаковский Дом» в Москве и Международного литературного фестиваля им. Максимилиана Волошина в Коктебеле, в тандеме с поэтом Алексеем Ушаковым недавно провёл второй тур конкурса видеопоэзии в литературной гостиной клуба «Марсель». Такого же рода конкурс планируют на Волошинском фестивале. Коровин считает поэзию жанром, наиболее остро чувствующим дуновения ветра перемен и поэтому легко входящим в творческий контакт со всеми видами искусства.

Знаменитые форумы, будь то Венецианская биеннале или Каннский фестиваль, тоже не обходят стороной стихи, переложенные на видеокартинки. Это официальное признание. Но главные страсти кипят, конечно, в Интернете. У поэтов не стало стадионных выступлений, зато у них теперь есть Всемирная паутина. Дети техновека продолжают читать стихи… Но они их ещё и смотрят.

Обсудить в группе Telegram

Елена Семёнова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS