О горняках с талантом сатирика, чае с салом и рабочей преданности
Если взяться за написание книги о жизни горняков в современной России, то название «Клуб миллионеров» подойдёт ей как нельзя лучше.
Прошли времена, когда шахтёры бастовали и стучали касками на Горбатом мосту в Москве. Вместе с ростом производства во всех отраслях развивается и угледобывающая промышленность. С 2001 года в состав Сибирской Угольной Энергетической Компании вошли предприятия от Владивостока до Мурманска. Пережив 90-е годы, под крылом СУЭК они получили второе дыхание, а их работникам, сохранившим верность профессии, стало некогда жаловаться на жизнь.
На вопрос «Как стать миллионером?» у горняков СУЭК есть свой ответ: работать так, чтобы получить от компании автомобиль престижной марки или миллион рублей на бригаду. Такой подход – не разовая акция, выигрыш в лотерею или игра случая. Это целенаправленный подход руководства компании к мотивации людей на высокие производственные достижения и мировые рекорды, которых в копилке предприятий СУЭК множество. Впрочем, для настоящих горняков миллионы – это всё же не деньги, а в первую очередь выдаваемые на-гора миллионы тонн угля. В этом смысле все они – миллионеры. Давно и не единожды.
Родом из Забайкалья
Признаться, название «Клуб миллионеров» было услышано мной на Харанорском разрезе. Так здесь называли соревновательное движение между бригадами, зародившееся в 70-е годы.
Почти полвека назад ёмкость ковшей работающих на разрезе экскаваторов позволяла добывать около 600 000 тонн угля в год. Но горняки – народ упрямый и решительный. Поставили задачу выдавать 1 000 000 тонн угля в год и добились своего.
Те, кому удавалось побить рекордную миллионную планку, входили в «Клуб миллионеров», существовавший не для красного словца. Заседания проходили раз в месяц, присутствовали на них как руководители разреза так и передовики производства: ко всем их пожеланиям и рационализаторским предложениям прислушивались.
В Шерловой горе мне удалось встретиться и побеседовать с теми, кто входил в «Клуб миллионеров» Харанорского разреза.
Зоркий «Скребок»
Андрею Макаровичу Дорофееву 87 лет. Трудовой путь на разрезе он начал в 1965 году горнорабочим. В том же году без отрыва от производства окончил курсы машинистов экскаватора и отработал по этой специальности 37 лет.
Была у машиниста экскаватора Дорофеева одна особенность: когда грузил уголь, приходило к нему творческое вдохновение, которое отнюдь не мешало работе, а вскоре стало даже помогать. Не только ему, всему Харанорскому разрезу.
В 1968 году вышла первая сатирическая стенгазета «Скребок», названная в честь профессионального инструмента. Горную породу, гружённую в вагоны-думпкары, из разреза вывозили железнодорожным транспортом. Зимой порода примерзала к днищу и стенкам вагонов. Тогда на зубья ковша экскаватора надевали скребок и в буквальном смысле отскребали породу. Намёк понятен – с помощью зоркого глаза, острого пера и художественного таланта Дорофеев собирался «соскребать» с лица если не земли, то отдельно взятого угольного разреза пренебрежение техникой безопасности, разгильдяйство и безответственное отношение к работе.
Тогдашний главный инженер, а затем директор разреза Борис Александрович Бородин тоже оказался человеком с юмором. Увидев на стене рукотворное детище своего подчинённого, он не стал топать ногами и возмущаться неприглядными картинками, изображёнными новоявленным художником. Наоборот, поддержал инициативу во благо общему делу и оказался прав.
Как говорится, не пойман – не вор. Дорофеев «ловил» нарушения, которые замечал на разрезе, и тут же отражал в злободневных карикатурах. Его «Скребки» вмиг обрели популярность: их ждали, возле них толпились, а крылатые фразы потом долго повторяли. Вот она, сила слова – даже производственная дисциплина повысилась. Никому не хотелось целый месяц красоваться в «Скребке» и служить объектом всеобщего внимания.
Всего вышло 55 штук «Скребков», последняя газета датирована 2010 годом. Даже уйдя на пенсию в 2002-м, Дорофеев не сразу расстался с любимым делом. Последние выпуски, увидевшие свет при СУЭК, уже не обличительные, а юбилейные.
Автор рассказывает, что обычно создавал свои «Скребки» после смены. При этом довольно быстро: газета могла родиться за один вечер, ведь основная работа уже проведена – «в голове». Подход Дорофеева к своему детищу абсолютно писательский: к печатной машинке, позже к компьютеру писатель чаще всего садится записывать и в деталях развивать то, что уже продумано, проработано, не единожды представлено и решено в мыслях.
Разглядывая огромные газеты – каждый номер в несколько склеенных ватманов – не смогла удержаться:
– В вас же пропал дар сатирика, карикатуриста, журналиста!
– Почему пропал? – удивляется Андрей Макарович. – Вот же он, весь здесь. А без работы на разрезе я бы всё равно не смог. Я же не журналист или сатирик, а в первую очередь машинист экскаватора!
Дружба с Тарановым
Владимир Афанасьевич Плетников пришёл на Харанорский разрез после окончания Читинского СПТУ в 1974 году помощником машиниста роторного экскаватора, вскоре стал уже вторым машинистом. Затем на разрез поступил новый роторный экскаватор, и Плетников стал его бессменным бригадиром на долгие годы.
Машина, выпущенная «Донецкгормашем», была экспериментальной – с центробежным колесом, которое тогда только тестировалось перед запуском в серийное производство. Этим объяснялось особое внимание к ней инженера-конструктора Дмитрия Исааковича Таранова. Он присылал для экскаватора посылки с запчастями, переписывался с машинистом Плетниковым, а однажды даже приехал к нему в Забайкалье в гости.
Плетников сам собирал пришедший из Донецка роторный экскаватор по винтикам, поэтому с Тарановым говорили на одном языке.
Жизнь Владимира Афанасьевича неразрывно связана с разрезом и посёлком Харанор (теперь это часть п.г.т Шерловая гора). Если на разрезе случалась аварийная ситуация, первым делом руководство спрашивало:
– Плетников там?
Если да, облегчённо вздыхали, нет – срочно вызывали.
Преданность работе нашла отражение в наградных знаках, среди которых «Заслуженный шахтёр РФ», медаль «За заслуги перед Читинской областью», Серебряный знак «Горняк России» и, конечно, все три знака «Шахтёрская слава». На празднование 70-летия Дня шахтёра в 2017 году Плетников был приглашён в Кремль на встречу с Президентом РФ, в которой участвовали представители угледобывающей отрасли со всей России.
Как и все горняки, с которыми мне довелось встречаться, он, немного смущаясь, говорит о наградах, зато с удовольствием вспоминает принятый в Забайкалье обычай: утром, перед сменой, вся бригада пьёт чай с салом – обязательно вместе.
600 вагонов в сутки
– Рождённый ползать – летать не может, – шутит про себя Владимир Иванович Попов. – Я ведь сначала на лётчика учился, но потом понял, что не моё это…
Родился он в Иркутской области, на Харанорский разрез попал в 1970 году по распределению после окончания Политехнического института по специальности горный инженер-механик.
Поначалу не мог привыкнуть к Забайкалью: степь, вечные ветра. Потом привык так, что край и сам разрез стали вторым домом. Владимир Попов занимал разные руководящие должности: главный механик, главный энергетик разреза, начальник горного участка, зам. главного инженера, зам. директора по производству.
Личный рекорд – двое с половиной суток без сна – был поставлен им в бытность работы механиком участка, когда сломался роторный экскаватор, который надо было срочно починить.
Ещё одну нештатную ситуацию на разрезе Попов вспоминает с гордостью: она показала, как силён дух всего коллектива разреза. В январе 1986 года почти одновременно из-за аварийной остановки прекратили работу два роторных экскаватора, ремонт каждого составил 15 дней. Январский план добычи угля оказался на грани срыва. Когда экскаваторы починили, горняки отказались уходить домой со смен. Грузили по 600 вагонов угля в сутки, притом что вместимость вагона составляет 60 тонн. Не спали, ели на ходу, но план выполнили, как будто не было остановки роторов.
Надо сказать, «Клуб миллионеров» вырастил себе достойную смену. Сын Владимира Ивановича ныне возглавляет Восточно-Бейский разрез в Хакасии, также входящий в состав СУЭК. В декабре 2017-го на этом разрезе бригадой экскаватора Komatsu РС-1250 был установлен мировой рекорд по отгрузке горной массы для машин данного класса, работающих на угольных разрезах всего мира, – 517 533 м3 в месяц.
Мария Ануфриева