Литература.– СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011. – 224 с. – (Серия «Экзамен на пять»).
Каждый имеет право не любить какого-либо поэта или писателя. Мне, например, стихи Брюсова неблизки. Холодны они для меня, не вдохновляют. Но это вовсе не значит, что я имею право, если я составитель учебного пособия, выплеснуть на читателя своё личное отношение к Валерию Яковлевичу или к какому-то другому автору. Не потому, что об ушедших либо хорошо, либо ничего. Учебные пособия не только по литературе не могут, права не имеют содержать приязней и неприязней составителей. Негоже авторам собирать «клубничку», а потом выдавать её за достоверную и принципиально необходимую для оценки творчества поэта информацию. Однако в жизни бывает и иначе.
Мой сын-одиннадцатиклассник в преддверии ЕГЭ по литературе купил пособие по литературе из серии «Экзамен на пять» санкт-петербургского издательства «Виктория плюс». Судя по аннотации, оно было «предназначено для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов… составлено в соответствии со школьной программой и вузовскими программами вступительных испытаний по литературе».
Раскрыла книгу наугад и сразу увидела статью о Цветаевой. Первые два слова «Марина Степановна» невольно насторожили. О ком бы это? В самом начале текста увидела «дочь Ивана Цветаева» – ладно, думаю, бывает. Дальнейшие три абзаца повергли меня в такой шок, что даже сердце закололо. Привожу их полностью, все авторские несуразности сохраняю:
«Наиболее известны следующие произведения Цветаевой – цикл стихотворений, посвящённых Софье Парнок (1914–1915), «Ошибка» (1920, впервые опубликован в 1976-м), проза «Повесть о Сонечке» (1937), трактат «Письмо к Амазонке» (1932–1934).
Роман Парнок и Цветаевой был коротким, но насыщенным по силе и известным всей литературной Москве. История Голлидей любви Цветаевой с актрисой Софией Голлидей (1896–1935) художественно воплощена ею в «Повести о Сонечке». Специально для неё Цветаева написала ряд ролей в своих пьесах. Парижский период жизни Цветаевой также был связан с несколькими женщинами. Нищенствующую отвергнутую русской эмиграцией Цветаеву можно было увидеть часами простаивающей у подъезда Сары Бернар, к ногам которой поэтесса бросала цветы.
Своей личной жизнью Цветаева многократно шокировала окружение. Особенно тяжело она переживала болезненную реакцию родственников на ставшие известными подробности её близких отношений с собственным сыном».
Весь «литературоведческий» пасквиль о Цветаевой занимает одну страничку, кроме вышеприведённого бреда ещё два абзаца – начальный и завершающий, то есть родилась и погибла. Причём авторы и здесь поплясали на косточках Марины Ивановны, подчеркнув: «покончила с собой, повесившись на женском чулке». Так вот что нужно знать о творчестве поэта, чтобы сдать ЕГЭ на пятёрку! А где характеристики стиля, разбор композиции произведений и созданных автором образов? Может быть, подобное литературоведческое порно о поэтах и писателях и пригодится сексопатологам, и то вряд ли – тем нужны реальные факты, подробные анамнезы. Школьникам и абитуриентам эти плоды сексуального просвещения уж точно для экзаменов не годятся.
Есть слабая надежда, что авторы молоды и вообще не знакомы с огромным, ярким, всегда узнаваемым творчеством Цветаевой, и им ещё предстоит его открыть. А пошлейший текстик в спешке они попросту слизнули с каких-нибудь жёлтых страниц в Интернете. Но должна же быть какая-то редактура в ООО, ведь не бульварные газетки оно издаёт, а пособия для школьников – «Экзамен на пять»!
Хотелось сразу сжечь книжонку. Но заставила себя полистать. В число нелюбимых (но не настолько!) помимо Цветаевой входят ещё Брюсов с Гумилёвым. Заголовки к текстам обо всех троих набраны отличным от прочих шрифтом, без инициалов, объём каждого опуса – около странички. Великий поэт – только Есенин. Остальные – просто «поэт», «писатель», включая Тургенева и Некрасова. Или просто без акцентов – такой-то, родился тогда-то. С трепетом открывала я Ахматову. Сейчас, думаю, получит своё «взбесившаяся барынька», весь «будуар» без «молельни». Нет, ничего, аж три с половиной страницы оценивают литературное творчество.
Про орфографию, ошибки и опечатки не говорим. Данное пособие уникально тем, что, не давая нормального представления о предмете «Литература», оно ещё и явно мешает постигать русский язык, сбивая ученика с толку своей немудрёной грамматикой. Бедные, несчастные наши дети! Мы-то по Белинскому с Добролюбовым величие литературы, а заодно и богатство русского языка оценивали, а сегодняшним выпускникам школ дуэты вроде Беляевой с Гавриловой могут впаривать всё что угодно, демонстрируя убогое владение родной речью и патологические взгляды на русскую словесность.
Интересно всё-таки, кто эти дамы, коим мы обязаны появлением сих скверных анекдотов? Может, бухгалтеры какие-нибудь, литературоведы-любители? Или жёны деловых людей, изнывающие от безделья? «Клубничное» издательство даже в выходных данных (стыдливо или наплевательски) не раскрывает инициалов Беляевой–Гавриловой. Для нас они остаются таинственными Д.А. и М.А. Однако красноречивее всего о них могут сказать их же собственные труды. Так, Беляева Д.А. опубликовала всё в том же издательстве «Виктория плюс», несомненно, бесценный трактат «250 рецептов пирогов и пирожков», она же – «250 рецептов новых салатов», «250 рецептов праздничного стола», «250 рецептов соусов, приправ, специй», а также монографию «Со всей душой: Поздравления, пожелания, тосты». О втором «литературоведе» известно меньше. Перу некоей М.А. Гавриловой принадлежит книга «Оздоровление крови» из серии «Советует доктор» издательства «Невский проспект». Но та ли это Гаврилова-литературовед?
А вдруг исследованием русской литературы заняты вовсе не сексуально озабоченные повариха и врачиха, как может показаться на первый взгляд. Быть может, это неудовлетворённые (в творческом смысле, конечно) «благочестивые барышни», преподающие литературу в школе или, упаси Бог, на филологическом факультете! Тогда за вредительство их надо привлекать к ответственности и изолировать от системы образования.
Хочется, конечно, возмездия – штрафа, громкого дела, тиража «под нож». Но подобной халтуры, видимо, море. Накачали из Интернета, налепили аки пирожки, деньги получили и забыли в надежде на то, что никто никогда эту макулатуру не откроет. Но вот открыли же!
,
ХИМКИ, Московская область
P.S. Это пособие по сей день предлагают практически все торгующие книгами интернет-магазины. На одном из сайтов размещена вот такая рекламная рецензия, написанная анонимным автором, готовившимся к экзаменам по таким же, видимо, пособиям: «Зачем вам нужно собирать огромное количество книг в квартире, теперь есть довольно уникальная возможность скачать эти виртуальные копии… Литература Д.А. Беляева, М.А. Гаврилова эта книжка произвела феноменальный отзыв для многих учёных… Литература написана именитым, доступным стилем».
Как говорится, комментарии излишни.