Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2016 г.
Общество

Клыков и Шукшин

06 июля 2016

Что будет с уникальной скульптурой, найденной в Екатеринбурге?


Десять лет уже нет с нами выдающегося русского скульптора Вячеслава Клыкова, а судьба многих его работ по-прежнему драматична. Связана с интригами и несправедливостью.

Недавняя новость – нашёлся «пропавший» в лихие 90-е памятник Шукшину. Обнаружился он в Екатеринбурге у местного жителя С. Соловьёва. Стоит во дворе частного дома. Нынешний владелец работу Клыкова намерен продать – дела идут не очень, здоровье подводит. Говорит, что в былые времена, может, и подарил бы, но не теперь. Да и, в конце концов, он ведь эту скульптуру купил когда-то у автора…

Шукшинисты и просто неравнодушные люди с Алтая бросили клич: надо памятник выкупить и установить в Бийске. Ведь по художественной и исторической ценности скульптура уникальна.

…Клыков не был знаком с Шукшиным. Каждый шёл своим неповторимым творческим путём. Оба обладали тем, что принято называть магнетизмом, вовлекали в свою орбиту близких по духу людей.

Как-то в 70-е мы с актёром Алексеем Ваниным были в мастерской у Вячеслава Михайловича. Он, рассматривая сделанные мной фотографии Шукшина, с горечью вздохнул: «Как же я, ребята, завидую, что вы были знакомы с Василием Макаровичем...»

Любовь к Шукшину, увлечение этой мощной фигурой выразились в скульптуре «Шукшин. Голова-маска». За кажущейся «небрежной» обработкой камня вырисовывался знакомый образ – напряжённый взгляд с надвинутыми надбровьями. Шёл 1975 год. Эту работу тут же приобрела Третьяковка. Позже Клыковым было создано по теме Шукшина ещё четыре скульптуры.

Намного ближе к точному воплощению образа Клыков приблизился во второй работе. На этот раз Василий Макарович был вылеплен во весь рост – с мощными кулаками, готовый биться и отстаивать свои идеи. Любопытно, что эта фигура напоминала и самого Клыкова. Общего у художника и модели было действительно много: оба скупые на слова, взгляд проницательный, крепко скроенные. Оба – по-настоящему любящие Россию и её народ… Работа «Шукшин. Боец» была выставлена в ЦДХ и имела большой успех. Сегодня она в Сростках, Клыков подарил её Музею Шукшина.

С теплотой вспоминаю наши посиделки в астраханских банях, рядом с мастерской Клыкова. В 70-е это был своего рода мужской клуб – с воспоминаниями, байками… В нашей компании собирались актёры А. Ванин, Н. Ерёменко, С. Никоненко, Г. Юхтин, режиссёр В. Шамшурин, документалист О. Арцеулов. Клыков был немногословен, но когда возникала тема Шукшина, включался в беседу. Выспрашивал интересующие его детали – эмоции, реакции Шукшина – собирал по крупицам свой образ Василия Макаровича.Как-то зашёл в его мастерскую на Ордынке, увидел Клыкова на лесах. Рядом стояла необычная по форме новая работа в пластилине – Шукшин в проёме двери.

01--18--27.jpg


– Ну, Толя, как впечатление? – Ему было немаловажно мнение человека, который знал Василия Макаровича.

Не задумываясь выпалил:

– Я пришёл дать вам волю...

Клыков заулыбался:

– Ну, это кто как увидит…

– И куда эта работа? – спросил я.

– На Новодевичье, на могилу. Впереди ещё будут проблемы, надо три комиссии пройти.

У Клыкова было немало завистников и недоброжелателей, но было и большинство – признающих его уникальный талант. Все три комиссии – Союза кинематографистов, художников и писателей – после длительных дискуссий дали добро… Клыков был на подъёме. Он переводит работу в бронзу. Получает от вдовы Шукшина открытку (помню, как зачитывал её мне). Л. Федосеева благодарит за прекрасный образ и светлое отношение к Василию Макаровичу.

Клыков занимается организацией установки памятника. И тут совершенно неожиданно раздаётся звонок от Федосеевой… с отказом. Сообщают, что на могиле будет стоять другой памятник… Таких ударов судьбы у Вячеслава Михайловича было немало: драматична история с установкой «Сергия Радонежского» в посёлке Радонеж ещё в 1988 году; «Звонницу» планировали поставить на Поклонной горе, сегодня она – на Прохоровском поле; взрыв памятника «Николай II»; не осмелился установить в Москве «Дмитрия Донского» мэр Лужков, хотя и обещал…

На следующий день после звонка Клыкову Федосеева позвонила мне:

– Толя, мы решили использовать вашу фотографию на могиле Василия Макаровича.

Огорошенный, спрашиваю: а как же Клыков, ведь у него потрясающий проект.

Федосеева перебивает:

– Мы решили от него отказаться, по­этому я и звоню, чтобы получить ваше разрешение на использовании фотографии.

Я снова попытался выяснить причину столь резких перемен, но в ответ услышал:

– Это семейное решение, обсуждению не подлежит...

В трубке раздались короткие гудки. Больше мы никогда не разговаривали.

Помню, тогда ещё удивился слову «мы». Девочки были ещё маленькие, возможно, имелось в виду появление в доме гражданского мужа Федосеевой – Михаила Аграновича…

Представляю состояние Клыкова, выносившего, как ребёнка, этот неординарный смелый проект…

Именно он и нашёлся теперь в Екатеринбурге в частной коллекции…

А в 2004 году Клыков создал ещё один памятник Шукшину, для установки на горе Пикет, что в Сростках. Всю свою любовь и признание к Василию Макаровичу он выразил в этом монументе. За основу взят известный кинокадр из фильма «Печки-лавочки».

С установкой этого памятника тоже начались проблемы. Местные чиновники были против, называя самые разные причины. Предлагалось место у развилки дорог Чуйского тракта. В эти дни сплошного стресса я часто бывал в мастерской скульптора. Осторожно спросил его: а что если не будет выхода, может, на Чуйский тракт...

– Что ты! Представь Шукшина у дороги, да ведь там будут выпивать, оставляя после себя... Я просто вижу всё это!

Через несколько дней при очередном разговоре с Евдокимовым Клыков выговаривал губернатору, что, мол, если не решишь проблему, памятник будет установлен на родине предков Шукшина, недалеко от Самары, на одном из утёсов Волги...

Сегодня гора Пикет с вернувшимся на Родину Шукшиным стала для России настоящим центром духовного притяжения. Очень хочется верить, что и памятник из Екатеринбурга тоже вернётся на просторы Алтая. Надежда на добрую волю человека, который владеет скульптурой сейчас, на власти Алтайского края и просто неравнодушных людей, тех, кто ценит творчество Вячеслава Клыкова, кто понимает значимость для России Василия Макаровича Шукшина.

Анатолий КОВТУН, фотохудожник

Тэги: Памятник Скульптура Судьба Шукшин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Он опять в разведке

    14.09.2023
  • В память о Пикуле

    28.07.2023
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Непокорённые

    28.09.2022
  • Герой. 80 лет спустя

    28.09.2022
  • Стена Франгуляна

    103 голосов
  • Гаагский трибунал для Ивана Грозного

    72 голосов
  • Осколок солнца

    72 голосов
  • Битва за монументы продолжается

    62 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS