Благотворительный фонд «Детский КиноМай» отметил своё трёхлетие. Люди, никакого отношения к киноиндустрии не имеющие, решили, что, если кинематограф для детей в России сегодня отсутствует как явление, нужно вернуть на экраны «старое, доброе» и, главное, мудрое кино, обращающееся к душе ребёнка.
Когда говорят о детской благотворительности, первая ассоциация – игрушки, развивающие игры, одежда, телевизоры, компьютеры, в торжественной обстановке передаваемые очередному детскому дому или школе-интернату. Спору нет, всё это и важно, и нужно, и фонд «Детский КиноМай» многое делает в этом направлении. Но нехватка благ материальных устраняется гораздо легче, чем дефицит душевности и духовности. Причём испытывают его не только дети, волею судьбы оставшиеся без семьи и близких, но и ребята из внешне вроде бы абсолютно благополучных семей. И вот этот-то дефицит восполнить гораздо труднее.
Говорить с детьми о высоких ценностях, моральных нормах и неписаных правилах взрослым всегда непросто. Сеять же разумное, доброе, вечное во времена, ориентированные совсем на другие идеалы, – занятие, похоже, совсем уж неблагодарное. Но люди, объединившиеся вокруг «Детского КиноМая», руководствуются старым как мир девизом «Если не мы, то кто же?». Когда три года назад Лидия Петровна Евтушенкова и собранная ею команда затевали первый весенний фестиваль детского кино, им многие говорили, что больше чем на одну акцию у них пороху не хватит, а они бодро парировали: «Ну мы хоть попытаемся!»
И вот «Детский КиноМай» отмечает своё трёхлетие. Вроде бы повод для праздника не так уж и весом: что такое для серьёзного начинания три года? Но не слишком ли сильна в нас привычка всё измерять числами – показателями количественными, а не качественными? Впрочем, скептикам Лидия Петровна приводит весомейший из аргументов: дети растут быстро, будем праздновать каждый год.
А началось всё с того, что в 2005 году Лидию Евтушенкову жизнь привела в жюри фестиваля детских фильмов «Новое кино XXI век», который проходил в Смоленске. И чем больше фильмов отсматривало компетентное жюри, тем яснее становилось, что на сегодняшний день качественного детского кино у нас в стране просто нет. В наличии лишь отдельные относительные удачи, слишком редкие для того, чтобы, как говорится, делать погоду. Так что у нынешнего юного зрителя нет шансов увидеть что-то сопоставимое по психологическому накалу с «Доживём до понедельника» и «Чучелом», «Ключом без права передачи» и «Розыгрышем». Да что там, даже на аналоги «Приключений Буратино» или «Мамы» рассчитывать не приходится. В анимации, где большую часть работы можно переложить на компьютеры и рисовальные программы, ещё возникают иногда удачные проекты, а вот игровое детское кино акулам отечественного кинобизнеса не интересно, ибо – нерентабельно. Хотя такую постановку вопроса иначе как абсурдной и не назовёшь: нам невыгодно вкладывать деньги в воспитание будущего собственной страны?!
Несколько лет подряд приезжала на этот фестиваль Лидия Евтушенкова. Наконец, идея обрела чёткость: если нет нового кино, надо показывать детям старое, благо снято оно так, что актуальности не утратило, ведь каждое новое вступающее в жизнь поколение мучают те же вопросы, что и их «предшественников». Нашлись и единомышленники: благотворительный фонд «Система», группа компаний «Детский мир», сотовый оператор МТС, «Интурист» (хорошие примеры тоже бывают заразительны, впоследствии партнёров из мира бизнеса стало ещё больше). Не остались в стороне и киношники – ГБУК «Московское кино», киностудия «Ленфильм», кинокомпания «Всемирные русские студии».
В 2009-м в дни весенних каникул в восьми кинотеатрах Москвы устроили настоящий праздник для маленьких зрителей, многие из которых впервые узнали, что на свете существует совсем другое кино, в котором спецэффектов меньше, а подлинных чувств – больше. Но любой праздник рано или поздно подходит к концу, и тогда возникает желание его продолжить. Эстафету принял Смоленск. Так единичная акция дала толчок созданию благотворительного фонда, и «Детский КиноМай» пришёл в Петербург, Псков, Углич, Гагарин. К ребятам отправились «звёздные волонтёры»: режиссёры Борис Грачевский, Дмитрий Месхиев и Владимир Карабанов, телеведущий Александр Ревва, актёры Андрей Носков, Валентина Светлова, Анастасия Мельникова, Иван Кокорин, Алексей Огурцов. Обсуждения увиденных картин, мастер-классы, ролевые игры – программа фестиваля давно уже не исчерпывается только лишь бесплатными киносеансами.
География фестиваля расширяется с каждым годом. И друзей год от года у него становится всё больше. Может, и не стоит желать «КиноМаю», чтобы со временем охватил всю страну: гигантомания, как свидетельствует история, благим делам не на пользу. Но хочется, чтобы у этих увлечённых и самоотверженных людей (не стоит забывать, что закона о меценатстве у нас в стране нет и в ближайшее время, судя по всему, не предвидится) появились последователи в других городах. Лозунг «Дети – будущее страны» так затёрт, что произносящие его к месту и не к месту, как правило, напрочь забывают, что речь-то идёт не о детях вообще и не о территории от Калининграда до Камчатки, а об их собственных дочках и сыночках и населённых пунктах, больших и совсем маленьких, где они живут.