Книги духовного содержания – важная часть литературы. Сегодня у нас в гостях председатель издательского совета Русской православной церкви, главный редактор издательства Московской патриархии протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ.
– Издательская деятельность Русской православной церкви, весьма обширная до революции, после 1917 года была полностью прекращена. Тогда не только сжигались книги, разрушались храмы, гибли священники и верующие – вообще уничтожалась всякая возможность нести людям слово о Боге. Но в 1931 году неожиданно было позволено, пусть ничтожным объёмом (от 8 до 14 страниц), на плохой бумаге и тиражом всего 3 тысячи экземпляров, издавать «Журнал Московской Патриархии». Материалы журнала того времени представляют большой исторический интерес как уникальное свидетельство о продолжающейся вопреки всевозможным притеснениям со стороны властей церковной жизни. Они имеют также значительный богословский интерес, потому что там были помещены статьи и синодальные определения будущего патриарха Сергия – выдающегося богослова XX века. Сейчас журналы того времени являются библиографической редкостью, и в 2003 году мы издали все эти выпуски отдельной книжкой.
Но даже такое издание выглядело анахронизмом, белой вороной в стране «победившего социализма», поэтому в 1935 году журнал закрыли. И только в 1943 году, в условиях нового курса власти (Сталина) по отношению к Церкви, журнал снова разрешили издавать. Главным редактором стал сам патриарх Сергий, ответственным секретарём – протоиерей Александр Смирнов. Сейчас у нас в издательстве есть небольшой музейный стенд, где можно увидеть личные вещи патриарха Сергия, в том числе пишущую машинку, на которой он 22 июня 1941 года лично печатал своё воззвание к народу. Немалый вклад в становление журнала внесли его главные редакторы – митрополиты Николай (Ярушевич), Никодим (Ротов) и особенно Питирим (Нечаев). В нём были рубрики, посвящённые богословию, церковной истории, проповеди, официальной жизни Церкви. Когда я был подростком, я эти журналы зачитывал до дыр.
– А как развивалось книгоиздание?
– Начиная с 1943 года наше издательство выполняло огромную работу по обеспечению Церкви книгами Священного Писания, богослужебными книгами и православным церковным календарём. В 1956 году произошло знаменательное событие – впервые после революции была издана Библия на русском языке в новой современной орфографии. Но книги тогда удавалось выпускать с большим трудом, тиражи были очень маленькие. Новые возможности открылись с началом перестройки. Сейчас мы издаём самые разные книги: научно-богословские, духовно-просветительские, богослужебные, детские, церковные календари, среди которых главное место занимает официальный календарь-справочник, где можно найти самую различную информацию о Церкви. Работы много, тем более сейчас, когда каждый год и даже каждый квартал благодаря работе комиссии по канонизации список новомучеников российских пополняется новыми святыми.
– Откуда вы набираете редакторов необходимой квалификации?
– Многие наши сотрудники окончили МГУ, у нас налажены тесные связи с духовными учебными заведениями Церкви, выпускники которых пополняют наши кадры. И новые сотрудники, пусть не сразу, но всё же адаптируются к нашему нелёгкому церковному служению. Ведь обстоятельства подчас таковы, что одно неверное слово в книге может вызвать скандал. Мы не частное издательство, мы подчинены патриарху и Священному синоду, поэтому регулярно приходится выпускать официальные материалы. Святейший патриарх постоянно уделяет внимание нашей деятельности.
– Издаёте ли вы художественную православную литературу?
– Конечно. Художественная литература очень популярна и востребована, и именно она приносит доход, что даёт нам возможность издавать те книги, что не приносят дивидендов – научную и официальную литературу.
– Но часто бывает так, что православный роман или повесть не радость и свет приносят, а пугают навязчивым назиданием, и читатель начинает обходить всю такую литературу стороной…
– Действительно, такая проблема есть. Но мы стараемся изменить ситуацию, добиться того, чтобы слова «православная книга» не пугали читателей. Книга должна быть другом. Надо учитывать, что хороших православных писателей не так уж много, их ещё надо вырастить. В сравнительно недавние времена мы читали Солоухина как церковного автора, с радостью читали Крупина, но это немногие, пусть и замечательные имена. Новые авторы только начинают появляться, причём значительная их часть – женщины, например, Анна Кучерская, Олеся Николаева. Есть и беллетристы из числа священников. Думаю, по мере того как православие займёт своё место в жизни нашего общества, станет явлением не фольклорным, не навязанным, сформируется и православная литература без неофитских крайностей.
– Кто читает издаваемые вами книги?
– Наши книги адресованы всем тем, кто всерьёз задумывается о том, что когда-то был крещён. Следует поднимать уровень массовой читательской аудитории. Ради этого мы сейчас издаём даже покетбуки, у нас их уже около 200 вышло. Среди книг такого формата есть самые разные: от классических произведений до современных записок детского врача. Издаём и исторические книги, учитывая, что сейчас очень велик интерес к Византии, но он должен быть подкреплён хорошей литературой, а не сомнительными историческими анекдотами. Мы заключили договор с ООО «Российские железные дороги» о создании на всех вокзалах часовен, а где часовни, там и продажа книг, – это проект «В дорогу – с Богом», чтобы человек мог купить на вокзале не только еду и питьё, но и позаботиться о духовной пище.
– Как бы вы оценили современную роль книг?
– Знакомство с хорошей книгой – праздник души. Владыка Питирим говорил: не обязательно, чтобы книга была прочитана немедленно, она может подождать, пока человек не почувствует душевную потребность её прочесть. Но само по себе собирательство книг – признак культуры. Были времена, когда книг не хватало, – помню, я ранним утром занимал очередь возле Дома книги, чтобы купить двухтомник Пушкина, и всё время волновался, вдруг не достанется, – сейчас книг много, а хорошую всё равно нужно искать. Я по-прежнему люблю книги и продолжаю пополнять свою домашнюю библиотеку, хотя теперь приходится внимательно выбирать, что ставить в книжный шкаф. Книги откровенно атеистические или использующие религиозные мотивы как повод для легкомысленных шуток, или оккультные – исключаю вообще. Светские издательства ориентируются только на прибыль, и временами становится обидно: неужели они так плохо думают о людях? Следует помнить слова Спасителя: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили бы во глубине морской».
Страницу подготовила