Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Книжно-хореографический курьёз

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Геннадий Седов. Балерина. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской: Роман-биография. – Израиль, Ришон ле-Цион: Издательство «ВК-2000», 2010. – 350 с. – Тираж не указан.

Не всякая книга доберётся за год от Израиля до России, разве сам автор об оказии позаботится. Собственно, вот вам и причина того, почему рецензируемая биография оказалась в редакции «ЛГ». При этом, как вы понимаете, способ доставки никак не отразился на качестве рассматриваемого текста. И если уж мы взялись рекомендовать произведение читателю, то только будучи в полной уверенности, что знакомство с историей жизни знаменитой балерины окажет если не научную пользу, то пользовательское удовольствие. Что тоже немало.

Матильда Феликсовна Кшесинская – фигура для отечественной истории знаковая. В балерине, а особенно в её собственных воспоминаниях, отразилась вся неприглядная картина разложения некогда славной русской аристократии. Это когда служить «барин» уже не хотел, но и расстаться с родовыми привилегиями не был готов. Становился изнеженным, беспомощным, неспособным защитить не только Родину, но и себя лично. Кшесинская – индикатор состояния утраты дворянством инстинкта самосохранения. Ещё недавно балетная танцовщица могла рассчитывать лишь на место капризной любовницы при вельможе, но время развала империи позволило Матильде Феликсовне стать титулованной особой, её сыну – князем, правда, без всякого царя и отечества.

Данная интрига – альковная – тщательно воспроизведена в книге Седова. Все любовники балерины из царского рода перечислены поимённо, не обойдён вниманием и тонкий момент одновременного сожительства с двумя мужчинами, находящимися друг с другом в весьма близком родстве. Как и в родстве с первым интимным покровителем Мали – цесаревичем.

Самому будущему императору-страстотерпцу тоже отведено своё место на страницах беллетриста. Версия: Николай Александрович, сложись судьба иначе, мог стать почти «царём иудейским». Жаль, что его еврейскую возлюбленную, скромную рыжую девушку, куда-то услали. Я плакалъ!

Написанная тем странным языком, который не является русским литературным, одновременно оставаясь далёким от живого разговора великороссов, книга тем не менее читается с интересом и приязнью.

Во-первых, она охватывает весь период жизни Матильды Феликсовны от рождения до смерти, что внушает, а во-вторых, написана с огромной симпатией к героине, что доставляет.

Эта симпатия искупает всю курьёзность издания, отредактированного так себе, откорректированного лишь чуть лучше, не претендующего вовсе на звание исторической, а тем более балетоведческой литературы.

Е.М.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS