Подделка
Fake: Книга стихов. – Тверь: Kolonna Publications, 2009. – 192 с.: ил.
Стихи Нугатова никого равнодушным не оставляют – поэт либо сразу обращает читателя в свою веру, либо моментально наживает в его лице врага. Так говорит о Нугатове Вадим Калинин, один из создателей Союза молодых литераторов «Вавилон». Того самого «Вавилона», участников которого многие склонны винить в катастрофическом падении читательского интереса к поэзии. Сложно не согласиться, ведь подчас тексты Нугатова похожи на стихи примерно так же, как Луна на телевизор:
«уважаемые пассажиры
при выходе из вагона
не забывайте свои вещи»
при выходе из вагона
уважаемые пассажиры
не забыли ни одной своей вещи
Не гнушается автор и обсценной лексикой, демонстративно смакует различные физиологические процессы. Так что круг читателей составляют в основном друзья и соратники по упомянутому уже Союзу молодых литераторов.
На афишах и баннерах в интернете, посвящённых презентации этой книги, немаленьким шрифтом написано «Внимание! Откровенный контент» и «Книга стихов, которую отказались печатать московские типографии». Странно, что отказались, печатают ведь англичанина Хэвока и француза де Сада. И вроде прекращать не собираются. Может быть, издатели просто не хотят иметь дело с такими «подделками» (перевод «fake» с английского)?
Впрочем, Валерий Нугатов известен как хороший переводчик. Так что есть подозрение, что он просто пытается шутить и эпатировать публику.
Звери и люди, вещи и города
Пустой караван: Книга стихов. – Москва: Memories, 2009. – 74 с.: ил.
Современную поэзию читать тяжело. Для этого надо, во-первых, любить читать, во-вторых, любить поэзию. С каждым годом и любить, и читать становится всё труднее. В глазах рябит от обилия чёрных бриллиантов, открывателей новых горизонтов, любителей исковеркать смысл и попыток банально взорвать читателю мозг. Когда каждый «олауреачен» не менее трёх раз и громко кричит об этом на каждом углу, потрясая трофеями, как-то забывается, что поэты могут просто писать стихи. И если кто-то не участвует в общем безумии, уже поэтому он способен вызывать интерес.
Маргарита Каганова именно что просто пишет. Без нарочитого оригинальничанья, псевдоинтеллектуальной зауми и матерного эпатажа. Верлибры и силлабо-тонику. Стихи о простых вещах, о людях, чувствах и окружающем мире.
Это мои звёзды. Не трогай. Отдай обратно.
Я загадаю желанья.
И сбудутся непременно.
Я не хочу нисколько,
чтоб мысль о тебе мешала
смотреть в тишине на звёзды,
когда я домой возвращаюсь.
В стихах Кагановой нет пафоса, присущего легендам андеграунда, нет беспорядочного нагромождения каламбуров, за которым не стоит ничего, кроме авторского снобизма. Но есть то, что больше всего ценится в эпоху, когда шаблоны разорваны, смыслы доведены до абсурда, а гениями, королями и чёрными иконами заставлено всё пространство от седьмого неба до девятого круга, – это самоирония.
Книга стихов «Пустой караван» – первая авторская публикация Маргариты Кагановой. Автору есть куда расти, и справиться с этой задачей ей вполне по силам.
Вечное возвращение Севы Гуревича
Несаргассово море: Книга стихов. – Москва: Водолей Publishers, 2009. – 168 с.: ил.
«Несаргассово море» – третья книга Севы Гуревича. В неё вошли стихотворения, написанные с ноября 2004 по ноябрь 2007 года. Общее впечатление книга производит приятное: рифмы точны, метафоры многочисленны и многослойны, стихи читаются легко. Однако, перевернув последнюю страницу, уже через минуту не получается припомнить ни одной строчки из прочитанного. Остаётся лишь послевкусие, классический петербуржский букет: Исаакий, Нева, Литейный, Петроградская сторона и ещё десяток стопроцентно идентифицируемых топонимов. Часто в текстах повторяется слово «город», но и без пояснений ясно, о каком городе речь. Даже в цикле «Египетские ночи. Июнь 2006» читаем:
По морю дорожка –
К жёлтой образине,
То не бабка-ёжка –
Местная богиня!
Из окошка девкой,
Кошкой – шасть туда,
Где змеится Невкой
Чёрная вода.
Который год не утихают споры (да и вряд ли утихнут в обозримом будущем) о том, что большинство питерских поэтов пишут так, будто их кто-то клонировал. Если попробовать наугад брать стихи различных питерских поэтов без указания авторства, подчас практически невозможно догадаться, чьему перу принадлежит тот или иной текст. Видимо, «город» настолько велик, что способен целиком растворить в себе индивидуума.
Получай же ключи!
Раз в него поселился – так что ж,
Ты – заложник проспектов,
когда-то проложенных гатью!..
Нас кроят или кроют,
построчно вгоняя в чертёж:
Для кого ты становишься мышью,
да тишью, да гладью?
Пастерначь, мандельштамь –
не отнимешь от века навек
Ничего… Потому что и ныне и присно –
ничтожен…
Стих не может кончаться, весна –
лишь потуга, навет…
Но не вынешь ни звука, ведь глотка – как ножны,
и что же?
Не только Гуревичем замечено, что можно «пастерначить», «мандельштамить», работать под Бродского или под кого-то из успешных современников, но от «города» не деться никуда – к нему вновь и вновь обращаются в своём творчестве авторы из Питера. Они подобны угрям, которые, несмотря на различные преграды, на нерест идут в Саргассово море и там погибают.
Книги читала