События последних месяцев заставили вспомнить о патриотическом воспитании, но привить любовь к Родине исключительно на уроках «Разговоры о важном» невозможно. Слишком многое, на мой взгляд, надо откорректировать. И не только в школьной программе, но и в культурной жизни страны в целом.
Вот, например, Великая Отечественная война. С одной стороны, ещё живы ветераны и они могут многое рассказать, снято много прекрасных фильмов и написано много прекрасных книг. Но, с другой стороны, прошло уже 77 лет после победного Парада на Красной площади, а это значит – сменились три поколения. Чтобы понять, что же знают современные школьники о Великой Отечественной войне, я провёл анонимный опрос среди учащихся 5–11-х классов, в котором приняли участие 194 человека. Конечно, для серьёзного научного исследования это весьма незначительное количество, но всё же и оно даёт представление о знаниях школьников.
Вот какие результаты получились.
Точную дату начала Великой Отечественной войны (22.06.1941) назвали 46 учеников (24%), вспомнили 1941-й – 79 человек. Больше половины знали год окончания Второй мировой, а вот точную дату – всего 14 человек, или 7%.
Из этих ответов хорошо видно, что современные ученики не знают фактического материала. Да, Великая Отечественная, согласно программе, изучается только в 11-м классе, но ведь помимо школы есть и родители, которые должны не только кормить и одевать своих детей…
Ответы на вопрос о великих полководцах, участвовавших в войне, вообще, мягко говоря, изумили. 59 учеников вспомнили Г. Жукова, 39 – И. Сталина, пятеро – К. Рокоссовского, трое – С. Тимошенко, один – И. Конева. Остальные к советскому периоду причислили Кутузова, Суворова, Мстислава, Вещего Олега, графа Румянцева, Наполеона, князя Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Петра I, Юрия Долгорукого и целый ряд других исторических личностей.
Вопрос о крупнейших сражениях оставили без ответа 57 учеников (почти 30%). Большинство называли битвы за Москву и Ленинград и Сталинградскую битву. 13 человек перенесли в XX век Бородино и Куликово поле, двое – Ледовое побоище.
Среди фильмов о Великой Отечественной войне, просмотренных школьниками, преобладают современные, снятые уже в России, а не в Советском Союзе. Наибольшей популярностью среди них, судя по опросу, пользуется фильм «Танк Т-34». Его посмотрели 65 учеников, «28 панфиловцев» – 13 человек, «Белый тигр» – семеро. Меньше десятка видели фильмы «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Судьба человека». 76 человек вообще не вспомнили ни одного фильма о войне.
Почти половина (90 человек) не знали ни одного героя Великой Отечественной войны. О подвиге А. Матросова упомянули только пятеро, о В. Талалихине и А. Маресьеве – по два человека, о Н. Гастелло – один. Двое в сороковые переселили Ленина, один – адмирала Ушакова. Отвечая на вопрос о пионерах-героях, называли З. Космодемьянскую (11 человек), З. Портнову (10 человек), В. Котика и Л. Голикова (по пять человек), М. Казея (тоже двое). Павлика Морозова, хотя он погиб задолго до начала войны, двое учеников тоже ввели в пантеон героев сороковых.
Очень удивили ответы на вопрос о литературных произведениях, описывающих Великую Отечественную войну. Хотя в школьной программе по литературе они есть в каждом классе, чаще всего называли «Войну и мир» Льва Толстого и «Бородино» Михаила Лермонтова...
«Судьбу человека» вспомнили семь учеников. «А зори здесь тихие» и «Горячий снег» – по четыре человека, «Сын полка» – три человека. «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину», «Повесть о настоящем человеке», «Дневник О. Берггольц», «Василий Тёркин» – по одному ученику.
С песнями о страшной войне, их авторами и исполнителями похожая ситуация. Не назвали никого и ничего 75 человек. Песню «Катюша» в своих ответах упомянул 71 человек. «День Победы» – 12 человек, не имеющую никакого отношения к XX веку «Бородино» – 10. «Священную войну» и «Три танкиста» вспомнили по пять человек. По 1–4 человека указали на такие музыкальные произведения, как: «Эх, дороги», «Бери шинель, пошли домой», «Смуглянка», «Журавли», «Десятый наш десантный батальон», «Бухенвальд», «На поле танки грохотали». Ни композиторов, ни авторов стихов дети не знали, всего один человек вспомнил одного из исполнителей – Льва Лещенко.
Самым простым мне казался вопрос о советском оружии, ведь в огромном количестве компьютерных игр фигурирует именно оно. Но ответы распределились следующим образом. Многие – 63 человека – «отделались» общими словами: танки, самолёты, пистолеты, автоматы и т.п. 52 человека были уверены, что в период Великой Отечественной самым распространённым оружием был автомат Калашникова, хотя его разработали только в 1947 году, а в войска он начал поступать куда позже. Не обошлось и без курьёза. По мнению троих, в сороковые использовались мечи, а шестеро в качестве главного оружия назвали дробовик. Ну а ещё в ответах присутствовали шпаги, катаны, копья, кинжалы и арбалеты.
Ситуация с бронетехникой чуть получше: легендарный танк Т-34 упомянули 72 человека, «катюшу» – 35 учеников, танк КВ – 18, а танки ИС и БТ – по пять человек. Четверо знали о самолётах марки Як (двое) и ЛаГГ (ещё двое).
Как с такими результатами опроса жить дальше? У меня (как у гражданина и учителя) нет на него однозначного ответа. Министерство просвещения собирается со следующего (т.е. этого учебного) года увеличить количество вопросов о Великой Отечественной войне в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Не получим ли такой же результат, как и в опросе?
Безусловно, вина в этом не только современной школы. Большую роль в формировании личности ребёнка играют семья и внешняя среда. Но сильно повлиять на родителей школа не сможет – они уже взрослые, полностью сформированные личности. Остаётся внешняя среда. В своей массе дети больше всего времени проводят в интернете. Значит, там и надо усиливать работу. Кстати, сами дети в другом опросе, проведённом мною раньше, высказались за введение цензуры в сети Интернет.
Только 13% учеников высказались за полную свободу. Почти половина считает, что необходимо делить интернет на взрослый и детский, четверть опрошенных не против ограничений доступа к вредоносным сайтам и 13% выступают за прямую цензуру в Сети.
Должна быть государственная идеология, направленная на формирование патриотизма – любви к Родине. Возможно, через какие-то общественные организации наподобие пионерской или комсомольской. И обязательно должны быть хорошие учебники, исключающие ошибки. Мне пришлось несколько лет использовать учебник для 8-го класса с неграмотной подписью к рисунку. На нём был изображён останец выветривания (скала), а подпись гласила: «Песчаная дюна (бархан)». Мало того, дюна и бархан – это не одно и то же. Барханы формируются в пустынях, а дюны – на берегах морей, озёр, реже рек. Хотя и то и другое состоит из песка.
Подпись – это мелочь? Да нет. Когда речь идёт об учебниках, неточности и ошибки должны быть исключены.
Как решать эти и другие проблемы образования – трудный вопрос. Но решать их надо. Если этого не сделать сейчас, завтра может быть поздно.
Андрей Тимофеев,
учитель географии школы № 1811, Москва
Представить такие ответы на аналогичный опрос в 1965 году,
когда был сделан этот снимок, невозможно