Человек: Основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены: Пособие для 8-х классов общеобразовательных учреждений. – Калуга: Золотая аллея. 2007. – 160 с.: ил.
Много ли найдётся на земле взрослых людей, которым любопытно было бы полистать на досуге школьный учебник? Не думаю. Слова «Учебное пособие», как правило, навевают скуку, напоминают о бесконечных параграфах, написанных казённым языком, и приказах учителя выучить «от сих до сих». О стандартном учебнике анатомии даже вспомнить страшно – прозрачное туловище, опутанное кровеносными сосудами, и непременный скелет долго преследовали воспалённое воображение школьников и у многих отбивали охоту разбираться дальше: из чего ещё состоит человек.
Пособие по анатомии для 8-го класса, написанное Андреем Убогим, полностью разбивает этот стереотип. В учебнике появился раздел под названием «Душа», в главе «Любовь» цитируются слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий…» А цитаты из трудов Бердяева, Тютчева, Шекспира выглядят в тексте не менее естественно, чем рисунок «Строение головного мозга» или рассказ о работе сердца.
По долгу службы пролистав массу учебников и трудов по психологии, только в этой книге я нашла вразумительное и доступное для ребёнка объяснение: кто такие экстраверты, интроверты, холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики. Причём в качестве примеров автор приводит литературных персонажей: Ноздрёва, Чичикова, Андрея Болконского, Стиву Облонского.
Автору удалось деликатно и просто рассказать14-летним детям о взаимоотношениях мужчин и женщин, о рождении детей, о семейной жизни; о сне, стрессе, сознательном и бессознательном, о детстве, юности, среднем возрасте. Спокойно и достойно, с уважением к ещё несформировавшейся, очень подвижной психике подростка, рассказано о смерти. «Те культуры, которые ставили память о смерти своим краеугольным камнем, которые смерть почитали, – были устойчивы и долговечны… Общества и государства, пытавшиеся о смерти забыть, – рассыпались. Смерть быстрее приходит к тому, кто о ней забывает; так что не бойтесь и думать и помнить о смерти… Смерть течёт через нас, как река: только-только родившись – мы уже начинаем движение в сторону смерти… Но почему человек, если он хоть чего-нибудь стоит, – старается умереть достойно?» – фразы из философского трактата? Нет, всё из того же учебника анатомии.
И несмотря на то, что учебник дополнен главами, имеющими к строению тела человека несколько опосредованное отношение, а всего-то в нём 160 страниц, автору всё-таки удаётся легко и без излишней специальной терминологии рассказать подросткам, из чего состоит и как функционирует человеческое тело. Причём по ходу ещё и дать полезные рекомендации: «Голод – нормальное состояние человека. В конце концов мы ведь не придатки собственной пищеварительной трубки; хотя всё, что нас окружает – витрины, телевидение и реклама, – хочет убедить нас именно в этом. Не слушайте их – они врут. Есть надо редко, не торопясь /…/ и есть надо очень простую еду. Оно и дешевле, полезнее – да и вкуснее. Ничто не сравнится с отварной пахучей картошкой и свежим хлебом, с искрящимся ломтиком сала и сочной капустой, залитой подсолнечным маслом…»
Волшебный учебник анатомии! Склоняю голову перед мастерством, и главное – житейской мудростью автора. Думаю, с таким учебником на уроке анатомии школьники не соскучатся. И будут вспоминать его – не только перед экзаменом – с благодарностью.