Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Князь NN

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Наталья Тендора. Вячеслав Тихонов. Князь из Павловского Посада. – М.: Алгоритм, 2008. – 320 с.

Один из героев английского писателя Уилки Коллинза, принявшись за описание событий, коим он был свидетелем, сетовал на то, что ему надо было хорошенько подумать: по силам ли ему такое дело, прежде чем взяться за него. Выбрав темой для книги судьбу актёра Вячеслава Тихонова, автору тоже стоило бы задуматься, а по силам ли… Писать о нём сложно. Вячеслав Васильевич – человек очень закрытый и в свой мир посторонних не пускает. Поэтому рассчитывать на разливающиеся широким потоком воспоминания своего героя автору не приходится. Надо полагаться только на собственные силы. Госпожа Тендора так и поступила. Но уверенность в своих силах сыграла с ней поистине злую шутку. 

Книга эта производит странное впечатление. Поначалу просто кажется, что она составлена из очерков, написанных в разное время и по разным поводам и не очень аккуратно сведённых воедино: слишком уж много повторов, порой буквально на соседних страницах, и рассказ из обстоятельного превращается в затянутый. Эх, сюда бы опытного монтажёра с его ножницами, чтобы вырезать всё лишнее!.. 

Однако по мере продвижения по тексту возникает стойкое ощущение, что перед тобой книга не о Тихонове персонально, а о советском кинематографе как таковом: лавина общих мест, преподносимых как откровение, да ещё и изложенных в стиле передовиц газеты «Правда» (надо было на протяжении двухсот страниц вещать как с амвона, чтобы потом, скатившись на тон бульварных газетёнок, обсуждать личную жизнь Вячеслава Васильевича). Когда же г-жа Тендора спохватывается и вспоминает, о ком пишет, то пускается в длинные рассуждения о том, что, с её точки зрения, актёр вложил в ту или иную роль (слово самому герою предоставляется крайне редко), или пересказывает «близко к тексту» содержание фильмов, в которых Тихонов снимался.
Но и тут автор не в состоянии твёрдо держать штурвал и не сбиваться с курса. Подробнейший очерк о Юлиане Семёнове с указанием того, чем занимался его отец, не менее подробный – о Татьяне Лиозновой, обстоятельный рассказ о том, как работал Герасимов над «Молодой гвардией» и какие лавры стяжали исполнители главных ролей. Спору нет, всё это очень достойные люди, но книга-то не о них. Почти пять страниц интервью Сергея Урсуляка для «МК» о его новом фильме про Максима Исаева. Для чего? Для того лишь, чтобы преподнести читателю вывод в две строки, который и так напрашивается сам собой: режиссёр снимает фильм потому, что ему нравится Юлиан Семёнов, и сравнения своей работы с картиной Лиозновой, равно как и сравнения Даниила Страхова (он играет Штирлица в молодости) с Вячеславом Тихоновым, не боится. 

Читаешь и ловишь себя на мысли: похоже, для автора время просто остановилось. А на дворе-то давно не 1970-й… Читатель уже настроен на другой ритм текстов, другой язык. И задаёшься вопросом: кому же адресовала г-жа автор свой труд? Своим ровесникам, людям, перешагнувшим черту пятидесятилетия? Так они ничего нового в этом опусе для себя и не обнаружат, ибо фильмы с его участием едва ли не наизусть знают. А молодым станет скучно на первых же страницах. С ними надо разговаривать на другом языке. Это очень непросто – протянуть цепочку из 60–70-х в наше время, открыть для нового поколения то, что было ценно для их предшественников, и открыть так, чтобы вызвать уважение, а не презрение, чтобы для них эти ценности не превратились в ветошь, в отживший свой век хлам. Но, видимо, эту задачу Наталья Тендора перед собой и не ставила. 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS