В Турине завершилась XXIV Международная книжная ярмарка. В нынешнем году почётным гостем крупнейшего европейского салона выбрана Россия. Более 2,5 тысячи книг 60 издательств Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и других регионов были призваны дать посетителям представление о спектре книжной продукции страны. Национальный стенд России занимал площадь 400 кв. м. Главным событием стала специально изготовленная к Туринской ярмарке музейная копия единственной в мире рукописной книги с автографом Джордано Бруно, оригинал которой хранится в Российской государственной библиотеке.
Только почему в российской экспозиции отсутствовали книги на итальянском языке классиков и современных писателей? Что, все жители Турина читают Достоевского в подлиннике? Однако русскую литературу на втором по значению после Франкфуртского книжном форуме представлял отнюдь не Достоевский. Кто же тогда? Люди одной агиттусовки, бесперебойно перемещающиеся с континента на континент с лёгкостью тополиного пуха. Но если тусовочный механизм работает без сбоев, то об агитационной части этого не скажешь. Что могут сообщить миру о базовых ценностях русской литературы пишущий нецензурно Вик. Ерофеев, давно ничего не пишущий эмигрант Саша Соколов, повсеместная Л. Улицкая, чемпион низких продаж А. Геласимов или малограмотный ниспровергатель Пастернака М. Елизаров?
Роль «почвенника» исполнял в делегации лимоновец Захар Прилепин. А где же В. Распутин, В. Личутин, А. Проханов, А. Сегень? Да хоть бы молодой Д. Осокин, фильм по сценарию которого был премирован на Венецианском, между прочим, фестивале, то есть в стране – организаторе нынешней ярмарки, или С. Шаргунов! Что говорят уму и сердцу итальянцев имена В. Отрошенко, М. Амелина, Ю. Латыниной, П. Санаева и М. Петросян и как они помогут европейцам понять особенности нашего литпроцесса? Где писатели из российских республик? Где увенчанные различными премиями авторы из стран СНГ, пишущие по-русски? Где последние живые фронтовики?
Вряд ли окрошечная агитбригада восполнит отсутствие на 400 квадратах тех, чьи имена действительно авторитетны в России и чьи книги продолжают классическую русскую традицию. А ведь приехала тусовка в Италию на деньги налогоплательщиков представлять не почившее издательство «Вагриус», а великую литературную державу.