Сегодня, когда уже отгремело, отблистало, отболело, оторалось, отгулялось, ушло в историю, можно спокойно, без чрезмерных восторгов подумать, что же случилось во время Евро-2008 и чему случившееся там нас учит.
Из всех бесчисленных откликов на футбольный успех России особенно любопытны те, в которых делается попытка разобраться в секретах и причинах этого достижения, дабы... использовать их в других сферах нашей жизни. Ведь проблем у нас, как известно, хватает везде – и в политике, и в экономике, и в образовании... Может, и там применимы технологии, сработавшие в футболе?
Причина футбольных достижений, по общему мнению, очевидна – приглашение на пост главного тренера сборной высококвалифицированного иностранного специалиста. Вывод: не стоит ли и в другие наши сферы и отрасли призвать иностранцев? Может быть, именно такие профессионалы, как Гус Хиддинк, не скованные внутрикорпоративными рамками, коррупционными путами, благодаря чёткому контракту неуязвимые для начальников, отладят нам судебную систему, реформируют ЖКХ, поднимут сельское хозяйство? Тем более что Россия веками пользовалась услугами иностранцев...
Пока новая грёза не унесла нас в далёкие от реальности дали, в очередной сон очередной Веры Павловны, давайте спокойно и внимательно посмотрим, что же именно сделал голландский специалист с нашей сборной. Какие такие революционные меры, неведомые и недоступные нашим специалистам, он предпринял?
Если брать сугубо футбольные моменты, то надо признать очевидное: Хиддинк был тут небезупречен, совершал тактические промахи, кадровые ошибки. И до чемпионата, и в ходе него. Ясно, разгадка его достижений не здесь.
По собственному признанию главного тренера, самое главное, что он сделал, – избавил наших ребят от чрезмерного пессимизма. От пессимистического взгляда на самих себя, на своё будущее, на свои перспективы. Причём, как заметил голландец, пессимизм этот, как ему показалось, вообще свойственен русским.
С ним согласен футболист Андрей Аршавин: «Главный наш недостаток в том, что наши головы не способны воспринимать, что мы можем играть в очень хороший футбол. Мы были готовы так играть, но не готовы были в это верить. Главный тренер заставил нас быть лучше».
А вот слова самого Хиддинка: «Знаете, что замедляет развитие футбола в России? Когда выходишь с какими-то реальными предложениями, начинаются сомнения: «Не знаем, возможно ли...», «Мы не способны...» Почему не способны? Если во что-то не верить, думать, что нам это не под силу, – ничего и не сбудется».
Истины и откровения, честно говоря, невеликие и достаточно известные. Но вот российским тренерам воплотить их в жизнь почему-то было не по силам. Наверное, потому, что они и сами не были великими оптимистами в отношении как нашего футбола, так и своих собственных достоинств и способностей. И потому, если вспомните, восприняли появление голландца в штыки. Доказывали, что с нашими футболистами и он ничего не добьётся. Они такие, какие они есть. Для наших тренеров успех голландца становился разоблачением их собственной беспомощности и некомпетентности. Этот успех пришёл, и теперь следить за их реакцией на него забавно.
Вот ещё несколько признаний Хиддинка:
«С таким невероятным потенциалом, какой есть у России, нельзя зацикливаться на том, кто является главным тренером сборной. Надо иметь чёткую политику и стратегию, какой должна быть вертикаль футбола в стране».
«Я получил ещё одно подтверждение того, что, если люди очень хотят раздвинуть границы своих возможностей, они это сделают. Российским парням удалось это за очень короткое время».
«Футбол сборной должен быть взаимосвязан с менталитетом страны. В России любят творить, брать инициативу в свои руки. И мы должны сохранить такой подход. Нельзя отступать от своей философии».
«Тренеры могут говорить что угодно, но если игроки не могут это реализовать, либо если они не принимают концепцию, которую вы им предлагаете, ничего не выйдет. Просто потрясающе, насколько восприимчивой и гибкой в этом смысле оказалась вся молодая российская команда».
Ещё раз скажем: не бог весть какие откровения. Но, судя по всему, Хиддинк в них верит. И потому может донести до других. Помните, Мирабо говорил о Робеспьере, что он далеко пойдёт, потому что верит в то, что говорит. У нас же обычно если и говорят правильные вещи, то не верят, что они могут быть воплощены в жизнь. Потому как там всё по другим понятиям.
И ещё об одном. Один из футболистов предыдущего поколения, благодаря которому наш футбол и обрёл репутацию второсортного неудачника, говоря о чемпионате, уверенно заявил, что все футболисты играют только за деньги. Что тут сказать? Значит, потому они так бездарно и играли, что, кроме денег, ничего не видели. А вот великий футболист мадридского «Реала», легенда испанского футбола Рауль, давным-давно решивший все финансовые проблемы, буквально страдал из-за того, что его не взяли на сей раз в сборную команду страны. И потому невольно думаешь, что лет этак десять назад и Хиддинк ничего бы не смог поделать с тем поколением игроков.
Так что дело не только в голландском специалисте, но и в том, что нынешние игроки оказались способны воспринять его идеи. То есть ему было с кем работать.
Потому и в других сферах нашей жизни надо рассчитывать не на чудесное прибытие десанта хиддинков – тем более что таких специалистов в мире не так много и лишними они не бывают, а на перемены в нас самих прежде всего.