В «ЛГ» № 28 в полемической статье Феликса Разумовского «Великовозрастные дети, или Загогулина русского самопознания» одно место неприятно остановило моё внимание.
Совершенно согласен с автором в том, что в нынешнем русском мире «надрыв и смута» проистекают из «глубочайшего кризиса идентичности» и даже «национального банкротства». И далее: «Мы дезориентированы и растеряны, у нас перепутаны и смещены все национальные координаты и ценности»; «...мы растратили свой накопленный поколениями огромный исторический капитал»… и т.д.
Всё это так или почти так. Но зачем же ещё более «терять» и «перепутывать» национальные и исторические «координаты»? Автор справедливо говорит – как о бесчестье – о запустении тургеневской земли на орловских чернозёмах, о полнейшем запустении земель на Русском Севере, родине Фёдора Абрамова, источнике древлехранилища Пушкинского Дома и т.п.
Но вот он делает вывод: «И так практически повсюду на огромном пространстве Русской земли, которая у ж е в ХVIII в е к е была «светло светлой и красно украшенной» (разрядка моя. – Л.С.).
Путаница здесь не только в неточности цитирования, ибо в подлиннике говорится так: «О, светло светлая и украсно украшенная, земля Русская!» Главная путаница в другом: слова эти отнесены автором почему-то к ХVIII веку. Нo ведь это – знаменитый, можно сказать, хрестоматийный текст «Слова о погибели Русской земли», написанный между 1238 и 1246 гг., во времена княжения упоминаемого в нём Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского.
Обычно этот текст печатается по списку ХV века (из собрания Псковско-Печерского монастыря). Существует ряд специальных работ по этому памятнику древнерусской письменности. Назову лишь одну из них: Ю.К. Бегунов. Памятники русской литературы XIII века: Слово о погибели Русской земли. М.–Л., 1965.
Я не думаю, что Ф. Разумовский не знает, к какому веку относится цитируемый им памятник. Хочу надеяться, что при наборе текста его статьи в римскую цифру XIII по какому-то техническому недоразумению вкралась цифра «V» (после «X»). Но ведь читателю-то от этого не легче…
, филолог