Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Кофейное дожитие

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Выставка открыта до 8 февраля.Гонкуры в своём «Дневнике» с тоской писали, что XIX век всё окрашивает в чёрный цвет. XX век, хоть и ушёл совсем недавно, для нас, пожалуй, тоже чёрно-бел. Как дагеротип, как старая фотография. Многие художники отказываются изображать его акварельно, в радужных красках, а вот графически – пожалуйста. Сегодня понятие «графика» расширилось: к карандашу, углю и туши добавился… кофе.

Светлана Филиппова в галерее «На Солянке» на днях представила свою выставку иллюстраций к роману Андрея Платонова «Чевенгур» под названием «Нежность и тяжесть». Она воссоздаёт чевенгуровский мир, рассыпая на стекле кофейный порошок. Творения эти сродни «масляной» анимации ярославского художника Александра Петрова, известного своей работой «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя. Зачастую кофейные иллюстрации живут так же мало, как картина на песке, смытая волной, или цветочная «мантра», выложенная из лепестков буддистским монахом. Благодаря фотографии у них появился шанс если не на бессмертие, то, во всяком случае, на достаточно долгое существование.

По Платонову, жизнь превращается в дожитие. Кофейный рисунок у Филипповой – в фотографию. В обоих случаях точно угадана и схвачена минорная тональность ускользания, утраты, смерти и распада.

Как Филиппова нашла новую субстанцию для творчества? Уж точно не вспомнила наши детские аппликации из манки и пшёнки, раскрашенные акварелью. Как, оказывается, легко уничтожить человека, заменив его живое тело рассыпчатыми крупицами! Самое интересное, что сопротивления материала тут нет, герои иллюстраций становятся почти трёхмерными, чуть клейкими, шероховатыми.

Пусть любители нарождающегося реализма Жюль и Эдмон Гонкуры считали, что чёрно-белое искусство отстаёт от жизненной правды, но как всё изменил XX век! Незачем брать розовую краску, чтобы прибавить румянца щекам ребёнка, ему вот-вот дадут грибного отвара, получив за «услугу» поношенную юбку с платком. Светлана не обходит стороной самую тяжёлую платоновскую тему – смерть детей. Нищенка с безнадёжно больным ребёнком, пожалуй, одна из самых пронзительных иллюстраций: так точно передаются старческие, нездешние лица обоих.

Художница выдаёт не «своё» прочтение. Она рисует Чевенгур таким, каким он был написан. Люди здесь подобны ветхим костям, а вещный мир идёт по встречной, теснит людской и оживает. Если люди относятся друг к другу «с равнодушной нежностью», что к живым, что к мёртвым, то могильным крестам ничего не остаётся, как раскинуть руки, чтобы обнять погибших.

Для того, кто не сразу поймёт, из какого же сора родились эти бабы, дети, лошади, коровы (эффект светотени появился благодаря лампе), покажется, что, доживая, эти фигурки в кромешной густо-коричневой тьме ярко подсвечиваются остатками собственного душевного тепла.

Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS