Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2019 г.
  4. № 52 (6719) (25.12.2019)

Когда говорят пушки – музы не молчат!

Выставка, проходившая в московском Манеже с 4 ноября по 8 декабря, стала знаковым событием

25 декабря 2019
На открытии – первые лица страны

Даже из названия следо­вало, что зрителям пред­ложен «нештампованный» взгляд на прошлое: «Память поколений: Великая Отече­ственная война в изобрази­тельном искусстве».


Взгляд этот принадле­жит художникам и военного, и послевоенного поколений. В пятнадцати залах Манежа под специально созданным «кли­матическим» куполом можно было увидеть 150 произведений искусства, созданных в 1942– 2010 годах и привезённых из 44 музеев и частных галерей 34 больших и малых российских городов – от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани. И авторы тут – что ни фамилия, то Имя: Дейнека, Корин, Пластов, Кончалов­ский, Кукрыниксы, Пименов, Мухина, Вучетич, Фальк, Лак­тионов, Глазунов…

«Память поколений», став­шая продолжением экспози­ции «Сокровища музеев Рос­сии», не затерялась в насыщен­ной московской культурной программе. Только за первый месяц экспозицию в Мане­же увидели более 200 тысяч человек. Среди первых посе­тителей выставки – прези­дент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культу­ры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, глава Патриаршего совета по куль­туре митрополит Псковский и Порховский Тихон и дирек­тор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Организаторы «Памяти поколений»: Патриарший совет по культуре, правительство Москвы, Министерство культу­ры, Российское военно-истори­ческое общество, исторический парк «Россия – Моя история», возглавляемая Зельфирой Тре­гуловой кураторская группа искусствоведов Третьяковки «РОСИЗО». Всем им пришлось немало потрудиться, чтобы собрать под одной крышей пол­торы сотни картин и скульптур. Специалистам пришлось иско­лесить буквально всю страну – кто-то даже подсчитал, что общий маршрут таких путеше­ствий превысил 80 тысяч кило­метров.

Тон всей выставке задавала встречавшая посетителей ико­на святителя Николая Чудо­творца, созданная в начале XVII века и привезённая из петербургского Николо-Бого­явленского собора, традици­онно окормляющего моряков российского флота. В годы вой­ны перед иконой совершались ежедневные молебны о победе Красной армии и снятии блока­ды Ленинграда, такие богослу­жения не раз совершал митро­полит Алексий (Симанский) – будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Среди выставленных в Мане­же работ – «Фронтовая дорога» Юрия Пименова; картина Арка­дия Пластова «Фашист проле­тел», которая в 1943 году раз­мещалась в зале переговоров на Тегеранской конференции и поразила своим драматиз­мом Рузвельта и Черчилля; тра­гические полотна Александра Дейнеки «Сгоревшая деревня» и «В оккупации»; созданный в 1942–1943 годах триптих Павла Корина «Александр Нев­ский»; знаменитое «Письмо с фронта» Александра Лактио­нова и работы 96-летнего Бори­са Неменского, участвовавшего в открытии выставки в Мане­же… И за каждой картиной, за каждой скульптурой – своя, нередко трагическая история, и здесь зрителя ждало немало открытий.

Владимир Путин вместе с патриархом долго стояли у бронзовой скульптуры Евге­ния Вучетича «Последний бой генерала М.Г. Ефремова». Об этом генерале и сегодня зна­ют немногие, ведь его подвиг, совершённый в 1942 году подо Ржевом, был признан только в середине девяностых годов прошлого века. Владимир Мединский предложил поста­вить памятник генералу Ефре­мову в Москве, и президент поддержал эту идею.

Выставка в Манеже завер­шила свою работу 8 декабря, но говорить о ней в прошедшем времени ещё рано: показанные в Москве произведения о войне увидят и жители ряда россий­ских городов, где будет показа­на часть экспозиции «Памяти поколений».

 


Прямая речь

Владимир Путин, президент России:

– Экспозиция выставки «Память поколений» создавалась с активным участием региональных музеев, картинных галерей, её масштаб, без­условно, впечатляет, а представленные на выставке произведения наполнены глубокой духовной силой народа, одержавшего Великую Победу.


Владимир Мединский, министр культуры России, председатель РВИО:

– Мы бы хотели показать выставку «Память поколений» не только в Москве и ряде российских городов, но и в других странах. Ведь её ядро – картины и скульптуры, созданные во время войны, живые сви­детельства, можно сказать, иллюстрации с мест боёв. Сейчас, когда пытаются по-разному переосмыслить историю Второй мировой вой­ны, очень важно посмотреть, как наши художники воссоздавали прав­ду войны в те годы.

Тэги: Выставка Уроки истории Путин РВИО Мединский Манеж
Обсудить в группе Telegram

Григорий Саркисов

Родился в 1958 году в Баку в семье рабоче... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • Влиять на мир

    59 голосов
  • Экстремизм в законе

    56 голосов
  • Шеремет против Путина

    55 голосов
  • Горбушка хлеба

    51 голосов
  • Избранники Путина

    50 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS