Даже из названия следовало, что зрителям предложен «нештампованный» взгляд на прошлое: «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».
Взгляд этот принадлежит художникам и военного, и послевоенного поколений. В пятнадцати залах Манежа под специально созданным «климатическим» куполом можно было увидеть 150 произведений искусства, созданных в 1942– 2010 годах и привезённых из 44 музеев и частных галерей 34 больших и малых российских городов – от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани. И авторы тут – что ни фамилия, то Имя: Дейнека, Корин, Пластов, Кончаловский, Кукрыниксы, Пименов, Мухина, Вучетич, Фальк, Лактионов, Глазунов…
«Память поколений», ставшая продолжением экспозиции «Сокровища музеев России», не затерялась в насыщенной московской культурной программе. Только за первый месяц экспозицию в Манеже увидели более 200 тысяч человек. Среди первых посетителей выставки – президент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, глава Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Организаторы «Памяти поколений»: Патриарший совет по культуре, правительство Москвы, Министерство культуры, Российское военно-историческое общество, исторический парк «Россия – Моя история», возглавляемая Зельфирой Трегуловой кураторская группа искусствоведов Третьяковки «РОСИЗО». Всем им пришлось немало потрудиться, чтобы собрать под одной крышей полторы сотни картин и скульптур. Специалистам пришлось исколесить буквально всю страну – кто-то даже подсчитал, что общий маршрут таких путешествий превысил 80 тысяч километров.
Тон всей выставке задавала встречавшая посетителей икона святителя Николая Чудотворца, созданная в начале XVII века и привезённая из петербургского Николо-Богоявленского собора, традиционно окормляющего моряков российского флота. В годы войны перед иконой совершались ежедневные молебны о победе Красной армии и снятии блокады Ленинграда, такие богослужения не раз совершал митрополит Алексий (Симанский) – будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Среди выставленных в Манеже работ – «Фронтовая дорога» Юрия Пименова; картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел», которая в 1943 году размещалась в зале переговоров на Тегеранской конференции и поразила своим драматизмом Рузвельта и Черчилля; трагические полотна Александра Дейнеки «Сгоревшая деревня» и «В оккупации»; созданный в 1942–1943 годах триптих Павла Корина «Александр Невский»; знаменитое «Письмо с фронта» Александра Лактионова и работы 96-летнего Бориса Неменского, участвовавшего в открытии выставки в Манеже… И за каждой картиной, за каждой скульптурой – своя, нередко трагическая история, и здесь зрителя ждало немало открытий.
Владимир Путин вместе с патриархом долго стояли у бронзовой скульптуры Евгения Вучетича «Последний бой генерала М.Г. Ефремова». Об этом генерале и сегодня знают немногие, ведь его подвиг, совершённый в 1942 году подо Ржевом, был признан только в середине девяностых годов прошлого века. Владимир Мединский предложил поставить памятник генералу Ефремову в Москве, и президент поддержал эту идею.
Выставка в Манеже завершила свою работу 8 декабря, но говорить о ней в прошедшем времени ещё рано: показанные в Москве произведения о войне увидят и жители ряда российских городов, где будет показана часть экспозиции «Памяти поколений».
Прямая речь
Владимир Путин, президент России:
– Экспозиция выставки «Память поколений» создавалась с активным участием региональных музеев, картинных галерей, её масштаб, безусловно, впечатляет, а представленные на выставке произведения наполнены глубокой духовной силой народа, одержавшего Великую Победу.
Владимир Мединский, министр культуры России, председатель РВИО:
– Мы бы хотели показать выставку «Память поколений» не только в Москве и ряде российских городов, но и в других странах. Ведь её ядро – картины и скульптуры, созданные во время войны, живые свидетельства, можно сказать, иллюстрации с мест боёв. Сейчас, когда пытаются по-разному переосмыслить историю Второй мировой войны, очень важно посмотреть, как наши художники воссоздавали правду войны в те годы.