«Ах, эти старые дворы! / Вы – как забытые колодцы, / На вашем дне таится солнце / И не восходит до поры…. / Храните вы мои надежды/ И догоревшие костры…/ О, эти вечные дворы…» – это строки Натальи Осиповой.
И вправду всегда интересно прочесть воспоминания, мысленно окунуться в минувшее, сопоставить «личное прошлое» автора со своим. У каждого человека – своя уникальная история становления, взросления, но все мы родом из детства…
«Родился я на Васильевском острове, в Ленинграде…» – так нарочито суховато, в документальном стиле начинает повествование Григорий Кропотов. Он кратко, но ёмко описывает свой дом на пересечении Гаванской улицы и Большого проспекта. В 50–60-е годы прошлого века этот недавно построенный дом по преимуществу был заселён морскими офицерами и их семьями.
Григорий Кропотов в книге «Игры нашего двора» (Реноме, 2021) пишет о советском послевоенном детстве, когда «всё свободное время дети проводили во дворе», а коллективные игры, которые автор тщательно и любовно реконструирует, были основным их занятием вне семьи и школы… Надо добавить, что в те годы родители почти не опасались за жизнь и здоровье ребят, позволяя им играть в ленинградских дворах до темноты. Ведь иной была общественная атмосфера, меньше встречалось поведенческих девиаций, да и уровень бытовой культуры большинства ленинградцев был повыше нынешнего…
«Во дворах», где рос Григорий Кропотов, не романтизировались шпана, блатные повадки и уголовщина. Были очерчены чёткие границы дозволенного (тут, безусловно, поклон школе и родителям), переступать которые ни автора, ни его товарищей и не тянуло. Разумеется, бывало и иначе. Увы, порой при чтении книг «про советское детство» создаётся именно такое впечатление – выпячивается всякая мерзость: рвань, дрянь, пьянь и местные «короли»-урки, которыми детвора якобы искренне восхищается, старательно копируя их убогие манеры – от придурковато-жалостливого «шансона» под «три аккорда» расстроенной гитары до блатного жаргона. А это – неправда.
Григорий Кропотов подробнейшим образом описывает разные виды игр – с мячом, без мяча, с ножичками, фантиками, зимние игры… Даже считалки вспоминает!
Печально только, что в XXI веке старинная традиция прервалась, дворы опустели, не слышно больше дружного ребячьего хора или, скорее, речитатива, азартно исполняющего ту или иную считалку – коллективный зачин игры. Да и игры дворовые в основном отошли в область преданий и воспоминаний…Что поделаешь! Нынешние дети «зависают», «залипают» в мессенджерах и на интернет-платформах – таково знамение времени, таков «тренд». Но как сказал поэт (по другому поводу) – «и всё-таки жаль…».
Что же касается хоккея…. Сейчас трудно даже представить себе степень популярности игры с шайбой и клюшкой лет так… 40–50 назад. Чемпионаты мира и олимпийские хоккейные турниры смотрели все кто мог; у телевизоров собирались семьями, в радостный процесс общего семейного «боления» включались даже мамы и бабушки! Хоккеисты были народными любимцами, а фамилии «ледовых рыцарей» в одночасье становились общеизвестными.
Для нынешних мальчишек и девчонок книга о детских забавах середины прошлого века будет интересна как содержанием, так и стилем изложения – фактологическим, сугубо документальным. Автор уважает читателя, в том числе юного, не заигрывает с ним, не сюсюкает. Он по-товарищески протягивает ему руку «сквозь годы» и просто рассказывает о традициях своего детства. Так вот было…
Ирина Катченкова