«Не будешь слушаться – отдам тебя в детдом», – в сердцах говорят своим детям многие родители. В Европе детские дома давно уступили место приёмным семьям. Этот положительный опыт перенимают и в России. Но пока без социальных учреждений, оказывающих поддержку и помощь всем тем, кто попал в беду (и детям, и взрослым), не обойтись. Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы пригласил журналистов посетить некоторые из них.
Если бьёт, значит… губит
Елена пришла на работу с синяком на лице, на все расспросы отвечала, что упала и ударилась о лёд (судя по огромному следу, видимо, неоднократно).
14-летняя Вика жила с мамой, и сообщение, что мать вновь выходит замуж, стало для девочки неожиданностью. У отчима была большая просторная квартира, и вскоре они переехали жить к нему. Мужчина был старше матери на 15 лет, находился на пенсии и часто бывал дома. Вернувшись после уроков, Вика оставалась с отчимом один на один. Несмотря на свой почтенный возраст, он часто говорил девочке непристойности. Вика терпела. Но когда отчим стал приставать к ней физически, не выдержала и рассказала матери. Но женщина лишь накричала на дочь, обвинив её во лжи. От проблемы она отворачивалась вполне сознательно: замуж Викина мама вышла по расчёту и надеялась после смерти мужа получить квартиру. В итоге из дома ушла девочка…
В нашей стране немало тех, кто хоть раз подвергался физическому или сексуальному насилию в семье. По статистике, таких женщин в Москве около 10%, а на практике – и того больше. Раньше об этом было принято молчать, теперь такие истории всё чаще предают огласке. Проблема в том, что большинство даже не знает, куда обратиться за помощью. Дела по избиению в семье милиция иногда даже не рассматривает, считая, что в конфликтах виноваты оба супруга. Да и сама женщина часто выгораживает мужа, хотя ещё недавно жаловалась на него…
Центр «Надежда» для лиц, пострадавших от насилия в семье, появился в столице более года назад. Здесь уже оказали поддержку сотням женщин, столкнувшихся с жестокостью и равнодушием.
Ранняя беременность подростков, увы, уже никого не удивляет. По данным центра помощи несовершеннолетним мамам «Голуба», ежегодно в Москве регистрируется около 10 тыс. беременностей среди несовершеннолетних. Это 10–15% от общего числа женщин, готовящихся стать матерями. Часто родители узнают о беременности дочери-подростка в последнюю очередь. И вместо того, чтобы поддержать своего ребёнка, дать совет, «решают проблему» с помощью крика и кулаков. О Марине, которая в марте родила сына в стенах центра «Надежда» и живёт здесь с маленьким Тимуром до сих пор, говорят: если бы не наше учреждение, ребёнок оказался бы в доме малюток, потому что молодой женщине негде жить. Увы, но такие «если бы» можно пересчитать по пальцам. Как правило, девочки из-за жилищных, материальных проблем или «чтоб не позориться» делают аборт или оставляют ребёнка в роддоме.
Обращаются в центр и взрослые женщины. Сотрудники центра рассказывают историю одной из них, которая была замужем за состоятельным человеком. Однажды он выставил все её вещи за дверь со словами: тебе уже 46 лет, и мне стыдно ходить с тобой на публичные мероприятия… Женщину приютили, профессиональный психолог оказал ей своевременную помощь, но от повторения подобной ситуации, похоже, страховок не предусмотрено.
Часто психологи проводят консультации по телефону, помощь оказывают круглосуточно. Когда ситуацию тяжело разрешить на расстоянии, в Центре предлагают временный ночлег, а также медицинские и юридические услуги. Учат пациентов и тому, как «позитивно» строить семейные отношения, не доводя дело до ссор и драк.
Проблемы в семье возникают и со взрослыми детьми. В «Надежде» рассказали историю о женщине, сын которой хотел отправить мать в сумасшедший дом, чтобы стать владельцем её жилплощади. Пожилой женщине трудно было жить в такой ситуации. Её временно поселили в Центре, постарались успокоить, опытный юрист помог разобраться с документами и подготовить их для суда. Правда оказалась на стороне женщины, теперь она живёт в своей квартире. Но горечь от произошедшего не уходит…
Непотерянные дети
Сейчас 16-летний Миша живёт в семье опекунов, учится в колледже, строит планы на будущее. Новая семья спасла его от уличной жизни, от скитаний и одиночества. Он был совсем крохой, когда родители погибли в автомобильной катастрофе, на воспитание его взяла бабушка, но с подросшим мальчиком она справиться не смогла. Миша часто сбегал из дома, спал на чердаках и в подвалах, бродяжничал, занимался попрошайничеством, принимал наркотики. Из этого дурмана его вытащили сотрудники детского приюта, а вскоре мальчика забрали родственники.
Такие счастливые встречи происходят нечасто. Множество маленьких беспризорников скитается по вокзалам, электричкам, злачным местам. На улицу они попадают из-за конфликтов с родными или невыносимых условий жизни в семье родителей-алкоголиков, отсутствия жилья. В социальном приюте «Солнцево» заблудившихся и потерянных детей много. Настю Пирожкову (так представилась сама девочка) нашли на 75-м километре МКАД. Сотрудники приюта надеялись, что разыщут семью или хотя бы родных Насти, но безуспешно. Милиция не нашла ни родителей девочки, ни места её жительства. Сама Настя каждый раз придумывает новую историю о том, как она потерялась. А когда психологи заводят речь о маме, ребёнок просто замолкает… Дети, неохотно отвечающие на вопросы о семье и родных, довольно часто представляются вымышленными именами, придумывают себе биографию, а иногда прямо говорят, что не хотят возвращаться домой.
Сироты при живых родителях – явление в нашей стране нередкое. Прежде всего им на помощь спешат психологи приюта, которые занимаются отдельно с каждым ребёнком и стараются приоткрыть дверь в его внутренний мир. Чтобы вернуть малыша к нормальной жизни, в приюте проводят социальную реабилитацию. В неё входит много специальных программ: трудотерапия, лечение в сенсорном кабинете (в комнате приглушённый свет, мягкие кресла, играет спокойная, расслабляющая музыка), психологические тренинги. Одна из задач социального приюта «Солнцево» – приспособить детей к различным жизненным условиям, иногда к экстремальным. Например, учат, как вести себя во время пожара, как ориентироваться на местности, как развести костёр в лесу, как спастись от непогоды. Для тренировок воспитатели и подопечные часто выезжают на природу.
Жизнь ребёнка, проживающего в приюте, наполнена и праздничными мероприятиями, спортивными соревнованиями, творческими занятиями и т.д. Социальные учреждения не просто помогают маленькому человечку разобраться в жизненных неурядицах, но и направляют его, подсказывают, как правильно поступить в той или иной ситуации.
В специальном детском доме № 11 пытаются вернуть к нормальной жизни самых маленьких «подкидышей». Здесь живут дети, отстающие в развитии, с расстройством психики. Их родители далеко не всегда алкоголики или наркоманы. Некоторые отказываются от больных детей, «стыдясь перед соседями» или не желая посвящать заботе об инвалиде свою благополучную жизнь. Сотрудники детского дома № 11, говоря о своих подопечных, не скрывают, что у многих целый букет заболеваний, но любовь и ласка могут спасти малышей. Кроме того, в стенах учреждения работают массажисты, логопеды, психологи. В здании есть и бассейн – водные процедуры благоприятно воздействуют на здоровье. Развитию творческих талантов у детей способствуют многочисленные кружки. «Создавая поделки, мы используем самый различный материал: фасоль, макароны, морские камушки», – демонстрирует произведения детей Юлия Филатова, педагог дополнительного образования. Также в учреждении детей учат рисовать, вышивать, вязать, лепить. «Мы создаём им атмосферу семьи, домашнего тепла, – говорит директор детского дома № 11 Лидия Слюсарева. – И, конечно, этих детей мы любим как своих».
Игровая, комната релаксации, спальни в тёплых тонах, много игрушек: львы, собачки, мишки – с печальными глазами, как и у их маленьких хозяев, мечтающих о друзьях, о родных маме и папе… Сотрудники детского дома понимают, что любому ребёнку нужна настоящая семья. Детский дом, каким бы он хорошим ни был, её не заменит. Поэтому многих детей, если это возможно, возвращают в родную семью или же отдают на воспитание родственникам, приёмным родителям. Кроме того, действует программа «Мама выходного дня» – любой желающий с разрешения муниципалитета и администрации детского дома может посещать ребёнка и заботиться о нём. Впоследствии многие такие «гости» становятся патронатными родителями или опекунами для этих детей.
Воспитанники детского дома не сидят в четырёх стенах. Они ставят хореографические номера, выступают на различных конкурсах. У сотрудников свой коллектив – «Берёзка», который давно завоевал сердца зрителей и неоднократно становился призёром проходящего в Москве фестиваля «Надежда».
Сотни выпускников не забывают своих воспитателей – людей, подаривших им столько тепла и доброты, и часто приходят в гости. «Главное, чему мы их научили, – это любить, – говорит Лидия Евгеньевна. – Сначала учим любить куклу, потом тех, кто рядом. Мало кто держит зло на своих родителей, по вине которых они попали в детский дом. И многие выпускники создают свои прекрасные семьи».
Творчество объединяет
В современном центре помощи семье и детям «Тропарёво-Никулино» организуют досуг детей из многодетных и неполных семей, детей-инвалидов и ребят, которые находятся под опекой. Есть здесь и компьютерный класс, оформленный как космический корабль, и профессиональная типография, и кружки рукоделия, где можно научиться вышивать, вязать (мальчики, по словам педагогов, делают это не хуже девочек). Дети учатся оригинальной росписи бутылок, бисероплетению и многому другому. Часто на занятия приходят всей семьёй. Как говорят в центре, творчество объединяет. Сплачивают семью и различные поездки: Золотое кольцо, Суздаль, Серпухов… Сотрудники помогают многим семьям достать детям путёвки в лагерь или купить билеты в театр.
«Брошенные дети – это и дети работающих родителей, – говорит Людмила Гусева, руководитель Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы. – Иногда малыши остаются дома и не знают, чем себя занять». Такие центры и клубы по интересам необходимо открывать в каждом районе и для всех желающих. Ведь в школе не расскажут, допустим, про особенности древнерусского творчества. А на занятиях в центре «Тропарёво-Никулино» ребята демонстрируют блестящее знание музыкальных инструментов, костюмов, предметов быта древней Руси.
Здесь проходят всевозможные тренинги, направленные на укрепление семьи, улучшение семейных отношений (занятия в «Клубе родительского образования» носят просветительский характер). Участников таких семинаров много, но разместить всех желающих не всегда возможно: в центре тесновато.
Равнодушие – преступление?
Проблемы социальных учреждений похожи: не хватает помещений, профессиональных кадров, финансовой помощи. Держатся они на энтузиастах. Конечно, им надо помогать, и это должно делать государство, городские власти. Но «наша задача не стремиться увеличить количество таких заведений, а, наоборот, сделать их ненужными», – говорит Людмила Гусева. А это уже зависит от каждого из нас, от нашего неравнодушия. Так что когда в следующий раз в соседней квартире будут раздаваться пьяные крики и плач детей, не делайте вид, что вы этого не слышите…
«Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле», – говорил Пифагор. Аксиомы не стареют.