Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Когда из танцауходит танец

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Ленинградский балет 1960–1970-х годов. – Санкт-Петербург: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский институт истории искусств, 2008. – 224 с.: ил.

Балет – в той же степени «королевское искусство», в которой алхимия – «королевская наука». Чему нужно просто верить, ибо доказать это современному человеку, считающему алхимию не более чем «лжеучением», нелегко. 

Однако «нелегко» не значит «невозможно». 

«Картинка» ленинградского балета 60– 70-х гг. ХХ века рассмотрена авторами сборника с разных сторон. Теоретическая работа Ларисы Абызовой, посвящённая хореографическому симфонизму, пытается выявить задачи, поставленные временем перед балетом. Статья Марины Ильичёвой определяет место хореографов в данной ситуации. Текст Марии Фоминой предлагает нам балет в образе синтетического спектакля и показывает, как художники-декораторы справлялись с требованиями танцевально-зрелищной конъюнктуры. И, наконец, заметки Аркадия Соколова-Каминского повествуют о тех, кто не дал умереть балету в качестве именно «королевского искусства» – танцовщиках. 

Каждая работа по-своему интересна, но только все вместе они дают представление читателю о том непростом времени в советском сценическом танце, которое было посвящено нешуточным битвам между «драмбалетом» и «танцсимфонизмом». 

Оба направления берут начало в революции. Оба через полвека скатились к мелкобуржуазности. Демократический посыл «хореодрамы» уютно разместился в мягком ложе метода Станиславского, изгнав из балета в угоду пантомиме почти всякую танцевальность кроме иллюстративной. Изначально футуристический и программно-«технологичный» танцевальный симфонизм пошёл по пути предельной формализации своего рисунка, который просто обязан был следовать каждому повороту в развитии музыкальных тем, украшенных побочными мелодическими линиями. Оба направления постарались избавиться в танце как от народной стихии, касающейся самых архаичных пластов универсального символизма, так и от аристократической составляющей, удалившей из танца все признаки «неблагородных металлов», превратившей академическую хореографию в средство алхимической трансмутации не только тела танцующего, но и духа зрителя. 

Авторы показывают, как на «вызовы времени» реагировал тот или иной художник, творивший в заданный период в Ленинграде. Причиной поисков исследователи почти единогласно провозглашают оттепель, подарившую творцу, по их мнению, подлинную свободу. Что, правда, кажется не очень верным. Да, «драмбалет» не отвечал уже ни времени, ни природе танца. Но «неоконструктивизму» и графической образной обобщённости в эстетике 60-х танец не отвечал вообще никакой! Разве что популярный в 20-е гг. «танец машин», который балетом в строгом смысле, конечно же, не был. 

Итак, «физкультурные парады» не удовлетворяли массового театрала, а «бытовая пантомима» сковывала склонную к абстрактному мышлению интеллигенцию. Поиск шёл напряжённый. Беда заключалась в том, что ответ на запрос эпохи не рождался из метафизики танца, а звучал адаптированным к ситуации повтором «речи, произнесённой по другому поводу». И если изобразительное искусство в отрыве от фигуративности опиралось на собственные корни обобщающей орнаментальности народного узора, то танец искал себя уже в чисто художественном абстрактном импрессионизме. Что, конечно, не могло не сказаться на качестве продукта. 

Зритель по-прежнему хотел смотреть, как танцуют красивые девушки, тогда как хореографы предлагали «танцующих девушек» далеко не всегда. 

Но, как отметил Соколов-Каминский, именно танцовщики, воспитанные на традиционном экзерсисе, и сохранили балет, когда идеи балетмейстерских реформ оказались исчерпанными. Сам танец воспротивился непродуктивности внетанцевальных поисков, вернувшись к народно-аристократическому «непустому развлечению». Ведь ещё Перро–Коралли–Петипа блестяще доказали, что «симфонизм» вполне разрешаем в рамках классики («Жизель»), а Лев Иванов дал понять, как можно отвечать на самые универсальные и драматичные вопросы бытия в той же системе («Щелкунчик»). 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS