Новый выпуск посвящён 80-летию с начала Великой Отечественной войны. Эта тема раскрывается как в политических, исторических материалах, так и в художественных и литературоведческих текстах. Таким образом, читатель получает объёмную картину: война как трагическое событие в жизни страны, мира и отдельно взятого человека показана с разных ракурсов.
Первый летний номер «Русской мысли» в 2021 году открывается статьёй главы редакционного совета издания Виктора Лупана «Великая война». В ней автор напоминает о начале фашистской агрессии, рассказывает о падении Западной Европы, провале операции «Барбаросса» и задаётся вопросом «Почему было так много пленных?» Однозначного ответа на него нет. Как считают многие историки, внушительное количество пленных в начале войны связано с тем, что наши военные попадали в так называемые большие котлы. В частности, приводятся слова участника битвы Ивана Сёмушкина о трагедии Вяземского котла: «Согласно опубликованным в печати данным, в районе Вязьмы были окружены 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и 4 полевых управления армий (в течение короткого промежутка времени прекратила своё существование миллионная группировка войск Красной армии)».
В материале «В тылу ковался меч Победы» военный эксперт Владислав Перевалов развеивает распространённый миф о том, что Советский Союз не был готов к войне и не мог бы выстоять без помощи западных стран. Автор аргументированно утверждает, что «советская оборонная промышленность оказалась эффективнее и продуктивнее, чем промышленность Германии и её сателлитов» и «полностью обеспечила Красную армию современной военной техникой, опережая оборонную промышленность немецкого рейха».
Политолог Леонард Горлин написал о том, как были повержены европейские страны, стремившиеся «разорвать СССР на куски, добраться до «сладкого пирога» – российских ресурсов»: «...участием своих заводов в снабжении гитлеровской военной машины враги Советского государства не ограничились. Они приняли физическое участие в походе на Восток – и горько пожалели об этом уже в первые годы войны» («Бесславный конец фашистских сателлитов»).
О первых днях ВОВ – отрывок из книги советского и российского писателя и историка Ю.В. Емельянова «Сталин. На вершине власти». Также вниманию читателей предлагается материал о Вере Оболенской, которая в 1940 году, после оккупации Франции немцами и пламенного призыва Шарля де Голля, вошла в один из подпольных кружков, где получила псевдоним Вики.
О Тегеранской конференции 1943 года, принадлежащей «к числу крупнейших дипломатических событий Второй мировой войны» и ставшей «важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений того периода», читатели узнают из материала историка и писателя Вячеслава Катамидзе «Первая встреча «большой тройки».
Анна Уткина и Алексей Фёдоров вспоминают о разрушившей миф о непобедимости немецкой армии и ставшей переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны битве за Москву и блокаде Ленинграда, которая длилась 872 дня и была полностью снята 27 января 1944 года. («Величие человеческого духа: подвиг Москвы и Ленинграда»).
«9 мая мы празднуем День Победы – самой великой из наших побед, – написал в слове редактора Виктор Лупан. – Начало Великой Отечественной войны обычно мы особенно не вспоминаем. Но в этом году исполняется 80 лет с начала страшнейшей в нашей истории трагедии». В июньский номер «Русской мысли» включены тексты, посвящённые Дню памяти и скорби, отмечаемому 22 июня... «Этот день напоминает о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы своё Отечество» («День памяти и скорби»).
Олег Баскаков и Максим Данилов написали о ежегодной акции «Бессмертный полк», которая стала для людей «искренним поводом изучить семейные архивы, возродить историю поколений и передать её своим детям» («Никто не забыт, ничто не забыто!»).
В номере представлены также материалы «Парад Победы на Красной площади» (в ознаменование 76-й годовщины Победы) и «Легендарный военный парад 1941 года».
Символом героизма и веры в Победу над фашизмом стала военная операция по доставке в СССР грузов, проведённая в годы Великой Отечественной войны моряками стран антигитлеровской коалиции. «В память об их подвиге и в Санкт-Петербурге, и в Лондоне на вечной стоянке застыли два корабля – участника Северных конвоев тех лет: лёгкий крейсер «Белфаст» и арктический ледокол «Красин», – читаем в посвящённом этому подвигу материале Александра Григорьева «Северные конвои».
Синонимом несломленного духа и стойкости стала в годы Великой Отечественной войны и остаётся в наши дни Брестская крепость. Андрей Бортников подчеркнул важность этого эпизода нашей истории: «Брестская крепость пала, многие её защитники погибли, другая часть оказалась в плену, но и фашисты понесли немалые потери: 1121 солдат верхмата был убит и ранен.» («Оборона Брестской крепости»).
Об испытаниях, выпавших на долю коллектива Большого театра, написала Екатерина Фёдорова: «И в тылу артисты продолжали трудиться, поддерживая своими выступлениями в людях веру в то, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и что впереди – неизбежная победа над агрессором» («Большой театр в годы войны»).
В разделе «Православный вестник» – статьи историка Дмитрия Володихина «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны» и священника Августина Соколовски «Великое Вселенское Поминовение».
Литературные произведения, включённые в июньский номер «Русской мысли», продолжают заявленную тему. В полной мере она раскрывается в отрывке из книги писателя и журналиста Алисы Даншох «Не совсем святое семейство из Серебряного переулка». Вот, например:
«Мы жили рядом с людьми, которые прошли или пережили Великую Отечественную, но почти никто из нас не задумался, что же они пережили и через что прошли.
В моей семье было двое фронтовиков. Мы всегда отмечали 23 февраля и День Победы, но никогда ни дедушка, ни папа не говорили о своём участи во Второй мировой войне. Я знала только, что дедушка был в московском ополчении, а папа после зимней финской кампании воевал на Волховском фронте. Не вспоминала о войне и бабушка. Она только часто говорила: «Я самая счастливая женщина на свете: оба мои мальчика вернулись с войны». Только прочитав бабушкины письма отцу на фронт, я в какой-то степени поняла, как много она вкладывала в эти слова-заклинания: «Я самая счастливая.» Вниманию читателей предложены выдержки из этих документов, полных неподдельной искренности и подлинных чувств.
Тему продолжают фрагменты воспоминаний российского учёного, доктора физико-математических наук, профессора, дважды лауреата Государственной премии СССР Михаила Петровича Петрова «Два эпизода военного детства». Эти воспоминания пронзительны и предельно честны:
«Зиму 41–42-го года, проведённую с мамой в эвакуированном детском саду в деревне под Солигаличем, я почти не помню. В памяти возникает только закопчённая изба, трескучий мороз, мрак, тусклые коптилки, надоевшая пшённая каша. Помню, как детей, и меня в том числе, мыли в жаркой сводчатой пещере натопленной русской печи, кирпичный пол которой был застелен мокрой горячей соломой».
К 110-летию со дня рождения Виктора Платоновича Некрасова, писателя, участника Великой Отечественной войны, – материал Егора Сенникова «Виктор Некрасов: по обе стороны славы». О нём и о других представителях «лейтенантской прозы» (Юрии Бондареве, Борисе Васильеве, Василе Быкове, Анатолии Ананьеве, Григории Бакланове) написал Александр Балтин.
Июньский номер журнала «Русская мысль», основанного в 1880 году, был подготовлен при поддержке и финансовом содействии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
Юлия Могулевцева