
Виктория Пешкова
О лаврах Цицерона мечтают многие. Красноречивый человек легче пройдёт собеседование, быстрее подпишет договор с заказчиком, без труда обаяет потенциального клиента. Многие считают, что ораторский талант – дар природы и тем, у кого он отсутствует надеяться нечего. В своей книге «Сила слова» эксперт по речевому образу и публичным выступлениям Юлия Черных убедительно доказывает, что Цицероном может стать каждый. О том, что для этого нужно сделать она рассказала обозревателю «ЛГ».
- Юлия, вы окончили актёрский факультет ГИТИСа. Какой самый главный урок вам преподал родной институт?
- Выходи на площадку и ничего не бойся: если выкладываешься по максимуму, люди это чувствуют и не остаются равнодушными. Мастером нашего курса был Валерий Гаркалин, человек невероятной харизмы. Он легко настраивался на любую роль, владел искусством импровизации. Его показы были маленькими спектаклями: сидишь с открытым ртом и думаешь о том, где взять энергию, чтобы хоть на малую толику получилось что-то подобное. Валерий Борисович учил нас преодолевать сомнения: иди и делай! Не получится сразу, получится на десятый раз. Или на сотый. Но – получится!
- Что подвигло круто изменить сферу деятельности?
- Всё достаточно прозаично. По окончании института многие думают, что за его порогом их ждут интересные проекты, известность, деньги и тысячи фанатов. Не получается почти ни у кого. Театр меня не манил, а вот в кино очень хотелось. И несколько интересных ролей я сыграла. Но в перерывах между съёмками нужно платить за жилье, что-то есть и решать массу бытовых проблем. Значит надо искать постоянный заработок, но с плавающим графиком. чтобы иметь возможность ходить на кастинги. С моими навыками – играть, петь и танцевать – вариантов всего два: вести детскую театральную студию или регистрироваться на агрегаторах как педагог по речи. Я выбрала второе. И оказалась права. Мне начал нравиться процесс общения с людьми: я понимала, что им необходимо и видела результат своих усилий.
- Выходит, актриса и педагог по речи – профессии родственные?
- В определённом смысле, да. Оба существуют в игре, в спектакле. Только актриса играет разных героинь по правилам режиссёра, а педагог – самого себя по своим собственным.
- Считается, что главный кошмар артиста – забыть на сцене текст. С вами такое случалось?
- Через это проходят все. Мы играли «Сон в летнюю ночь» Шекспира на сцене учебного театра ГИТИСа, я была Еленой. Вышла и… всё. В голове – чистый лист. Не помню ни единого слова. А пьеса, как вы знаете в стихах, и так просто с текстом не поимпровизируешь. Мы с партнёром, конечно, как-то вырулили, но этот страшный сон и до сих пор иногда вижу. Для выступающего ситуация несколько легче. Публика не знает, что именно он должен говорить – у него есть простор для манёвра, он может на ходу перестроить последовательность своего выступления.

- Вы назвали свою школу «Сила слова». Кто и чему приходит туда учиться?
- Женщинами, как правило, движет жажда саморазвития – стремление лучше говорить, чётче формулировать мысль. Мужчины обычно более конкретны – допустив промах на публичном выступлении, идут за помощью, чтобы больше такого не повторилось. Техника речи нужна не только профессиональным политикам или деятелям шоу-бизнеса. На собеседовании и на свидании, на планёрке у руководства или на встрече с заказчиком вы должны говорить ясно, чётко, обходясь без слов-паразитов, поддерживая зрительный контакт с собеседниками и, вдобавок, достаточно низким голосом, который производит более благоприятное впечатление на слушателей. И не важно – это один человек или тысячный зал.
- Умение говорить многие считают врождённым даром, подобно абсолютному слуху или певческому голосу. Это действительно так?
- У кого-то способностей к публичным выступлениям больше, у кого-то меньше. Но это не значит, что «обделённые» не смогут достичь успеха в этом искусстве. Если разложить хорошее выступление на составляющие – увидим набор навыков, о которых мы только что говорили. Их можно освоить и натренировать. Было бы желание. Врождённая предрасположенность экономит время на обучение: обладающему ею хватит часа там, где другому нужно будет затратить три или пять. Но главное – практика, без которой навыки закрепить невозможно. И заниматься этим нужно ежедневно.
- Ораторские способности – важное конкурентное преимущество?
- Если человек говорит правильно, красиво и уверенно, он вызывает доверие, чувство надёжности, профессионализма. Простейший пример – собеседование при приёме на работу. То, какой вы хороший профессионал, руководство поймёт лишь во время испытательного срока. Но если вы не сможете грамотно себя подать на встрече с рекрутёром, оно, скорее всего, никогда этого не узнает.
- Книга «Сила слова» суммирует опыт, наработанный вами в школе?
- Техника речи – наследие учёбы в ГИТИСе. Остальное – как выстраивать начало и конец выступления, отвечать на каверзные вопросы, импровизировать по ходу выступления, создавать запоминающиеся презентации и многое другое – результат анализа и отбора методик, которые давали результаты с моими учениками, а это люди не просто взрослые, но состоявшиеся в выбранном деле.
- Можете назвать трёх китов, на которых «стоит» искусство публичного выступления?
- Чёткая речь, умение импровизировать и отсутствие страха говорить.
- Как совладать с этим страхом?
- Короткий ответ – практикой. Но, думаю, стоит сначала объяснить механизм страха. Вы ежедневно разговариваете с людьми, но повседневное общение в большинстве случаев не предполагает особой ответственности за свои слова. Страх говорить приходит с осознанием последствий своего выступления: когда надо попросить прибавку к зарплате, отпуск или прощения за оплошность. Тем более, если речь о выступлении на публике. Страх – проявление древнего инстинкта самосохранения. Когда человек выходит выступать, мозг транслирует: на тебя смотрит множество людей, насколько они доброжелательны – неизвестно, а никакого оружия для защиты от них у тебя нет и помочь тебе тоже некому, поэтому давай-ка убежим отсюда, пока не поздно.
- Но мозг – не радио. У нас нет «кнопки», чтобы выключить его «трансляцию». Что же делать?
- Репетировать. Повторять своё выступление вслух – перед зеркалом, а лучше – записывая на видео. Во-первых, так вы лучше уложите в голове текст, будете легче в нём ориентироваться. Во-вторых, привыкнете к звучанию собственного голоса в этом тексте. В-третьих, сможете хотя бы отчасти представить себе обстановку будущего выступления. Так вы снизите страх перед неизведанным. И главное – сознание того, что вы потратили немало сил на подготовку, придаст вам больше уверенности в том, что выступление пройдёт благополучно. Единственное, о чём надо помнить – репетиция вслух не означает зубрёжку. Вы должны не тарабанить заготовленную информацию, а рассказывать.
- Существует ещё один страх – перед вопросами, которые тебе могут задать в ходе выступления. Они нередко бывают откровенно манипулятивными, когда спрашивающему важен не ответ, а смятение или даже унижение выступающего. Как, в таком случае, противостоять манипуляции?
- К манипуляции люди прибегают достаточно часто. На мой взгляд, важно не разбираться в психологии манипулятора и причинах его поведения, а понять, как на манипуляцию реагировать в данный момент. Наша задача адекватно ответить оппоненту и уйти от конфликта, для чего нужно в его вопросе или реплике отделить эмоциональную составляющую от рациональной. Манипулятор, в первую очередь, провоцирует негативные эмоции – состояние, в котором трудно рассуждать взвешенно и здраво. Значит, нам для успешного противостояния надо включить рацио и отвечать ему исключительно по сути.
- Красивую речь часто связывают с эрудированностью и начитанностью
- Это взаимосвязанные вещи. Чем человек эрудированнее, тем его интереснее слушать. Но многое зависит от ситуации. Во многих случаях общение носит всё более упрощенный характер и тут главное – чётко донести свою мысль, даже если она не особенно сложна и глубока.
- В интернете полно рекомендаций в духе «читайте по 20-30-50» страниц в день и у вас будет огромный словарный запас и правильная речь». Это действительно работает?
- Само по себе чтение ни того, ни другого не гарантирует. Количество прочитанных страниц не равнозначно качеству и глубине текста. Новые слова и выражения сами собой не запоминаются. Существует активный словарный запас – тот, которым мы пользуемся в повседневности, в быту и на работе, и пассивный, состоящий из слов, которые мы знаем, но не используем. Чтобы новые слова входили в активный запас, нужно не только читать, но и пересказывать прочитанное, и, кроме того, стараться использовать их в своей речи.
- А вы много читаете?
- «Много» понятие относительное. У каждого своё представление о том, сколько читать «нормально», а сколько – уже «много». Я долгое время увлекалась бизнес-литературой, на художественную времени почти не оставалось. А сейчас они постепенно меняются местами. Меня всё сильнее тянет к классике. Перечитываю «Ярмарку тщеславия» Теккерея, вспоминаю Тургенева: «Асю» я полюбить так и не смогла, а вот «Дворянское гнездо» действительно зацепило. Самое же любимое – «Евгений Онегин». Ещё с института. Моим педагогом по речи была Сусанна Павловна Серова. Она училась вместе Валентином Гафтом и Олегом Табаковым, дружила с Сергеем Юрским. Вот она и открыла мне Пушкина. Так, как она, его никто не читал. Вот с той поры периодически перечитываю «Онегина» – вспоминаю её интонации и просто наслаждаюсь языком.
- Подзаголовок книги – как говорить так, чтобы тебя слушали и слышали. Связано ли умение слушать других с умением слышать себя?
- Связь тонкая, трудноопределимая. С одной стороны, если ты понимаешь, что происходит с тобой, ты лучше разбираешься в том, что чувствуют окружающие. С другой, если ты принципиально глух к ним, то понимание себя тебе ничем не поможет во взаимоотношениях с ними. Понимать других действительно сложно. Не зря же весь первый курс в театральных вузах студенты делают только этюды, чтобы научиться разбираться в собственных состояниях и состояниях партнёров.
- Для того, чтобы понять другого человека нужно приложить усилия – душевные, эмоциональные. Зачем напрягаться, если можно «общаться» с гаджетом?
- Гаджет, как и всё на свете, рано или поздно надоедает, и тогда человек начинает чувствовать нехватку живого общения. Вспомните, пандемия всех перевела в онлайн, и мы радовались возможности общаться, независимо от того, где кто находится. Прошло всего несколько лет, и мы начали возвращаться в офлайн. Если люди предпочитают гаджеты обществу друг друга, проблема не в гаджетах. Тут надо разбираться почему и для чего человек, с которым не хочется лишний раз и словом перекинуться, находится рядом с вами. А это уже совсем иная сфера.
- По данным сервисов занятости, сегодня в десятку самых востребованных качеств рекрутёры включают эмоциональный интеллект. Как думаете, почему?
- Человек крайне редко работает в одиночку. Вы можете быть замечательным специалистом со всем необходимыми профессиональными данными, но при этом не уметь общаться с коллегами, клиентами, заказчиками, достойно представлять интересы компании на выставках, фестивалях, отраслевых мероприятиях. На первый взгляд, ничего сложно в этом нет, но нередко на тренинге человек, заявивший, что он всё это и так знает, ничего не может продемонстрировать на практике. Сейчас много говорят о том, как ИИ будет вытеснять людей из целого ряда профессий. Но подлинно человеческого общения он заменить точно не сможет.
- Ваша книга продолжает тренд, направление которому задал ещё небезызвестный Дейл Карнеги. Как далеко от него ушли современные авторы?
- Ну, если вы вспомнили Карнеги, то отсчёт надо вести не с него, а с выдающихся ораторов и мыслителей Античности – от Пифагора и Перикла до Демосфена – которые понимали важность ораторского искусства для развития личности. Книги Карнеги – это база, классика жанра, с которой стоит познакомиться. Ведь природа человеческих взаимоотношений не меняется. Мы, как и века назад, хотим быть услышанными и правильно понятыми. Но если в прежние времена ставка делалась на силу или хитрость, то сейчас всё более востребовано искусство договариваться.
- Трудности в общении во многом связаны с тем, что мир вокруг меняется очень быстро и, зачастую, непредсказуемо. У вас есть своя стратегия как жить во времена перемен?
- Я ко всему отношусь как фаталист. Мир, со всеми его противоречиями и непредсказуемостями – это данность. Можно делать вид, что живёшь в своём коконе, но рано или поздно он лопнет и к переменам всё равно придётся как-то приспосабливаться. Мне кажется, что известная поговорка – не проклятие, а напутствие в преображении: ты можешь меняться вместе с миром, получая новый опыт и развиваясь как личность. Вместо того, чтобы упираться, стоит попытаться хотя бы лечь по направлению к грядущим переменам.