Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2022 г.
  4. № 38 (6852) (21.09.2022)
Искусство Культура

Когда нужно платить по счёту

Русский духовный театр «ГЛАС» открыл сезон спектаклем по «Поэме без героя» Анны Ахматовой

21 сентября 2022
Сцена из спектакля

Как театр, известный своими поисками на духовно-нравственном поприще, сможет справиться со столь эксцентричным материалом? Справился. Более того, открыл новые смыслы поэмы, с каждой минутой зрелища всё более вовлекая зрителя в глубины ахматовского текста, духовного его содержания.

 

Сама Ахматова пишет в прозаическом предисловии к своей вызвавшей огромное количество споров поэме: «До меня часто доходят слухи о превратных и нелепых толкованиях «Поэмы без героя». И кто-то даже советует мне сделать поэму более понятной. Я воздержусь от этого. Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит. Ни изменять её, ни объяснять я не буду. Еже писах – писах».

В спектакле «ГЛАСА» рассказывается о том, как в жизни любого думающего человека рано или поздно наступает момент, когда во всех невзгодах (личных и общих), происходящих вокруг, казалось бы, сами по себе, человек начинает винить конкретно себя. Пытаясь объяснить на собственном примере, что значит эта личная вина и как она влияет на окружающую действительность.

Чем крупнее личность, тем грандиознее, фантастичнее проявления личного чувства вины. Так появляются на свет таинственные произведения, подобные «Поэме без героя», в которых много зашифрованной информации, потому что автор не ставит своей целью винить кого-либо, кроме самого себя.

Интересно художественно-постановочное решение спектакля, созданного режиссёрским трио (Никита Астахов, Кирилл Белевич, Гия Бердзенишвили – mise-en-scene). Художник Марина Филатова создала на сцене доминирующий образ петербургского окна, за которым – мистическое творение Петра I.

Анна Ахматова предстаёт перед нами как бы единой в трёх лицах, в трёх ипостасях. Поэму в спектакле читают (исполняют) три актрисы. Три образа Ахматовой: преклонного возраста (Галина Маслакова), средних лет (Наталья Шеховцева) и юная (Анна Хапкина). Именно это и делает спектакль столь необычным, живым и динамичным. Актрисы читают поэму, но это не столько чтение, сколько проживание. Поэтический текст превращается в драматургию, и не только в связи с появлением диалогов и возникновением конфликта в каждой теме поэмы между разновозрастными Ахматовыми – ведь каждая из них трактует то или иное событие из своей жизни по-разному: юности свойственна эмоциональность, зрелости – трезвый расчёт, старости – критичность и мудрость. Чётко прослеживается конфликт поколений, разных мировоззрений и восприятий событий одной и той же жизни. Разве не так и мы наедине с самими собой спорим со своими внутренним голосом и памятью? Это инструментарий нашего духовного мира, нравственных переживаний, наглядно осуществлённый через личность великого поэта .

Для Ахматовой переоценка ценностей молодых лет, совпавших с ярким карнавалом Серебряного века в России, полным распутства и прекрасного безумия, это и есть то чувство вины, которое захватило поэта. Оно сводит с ума, рисуя в воображении потусторонние картины, превращая реальность в преисподнюю, когда расплатой за свои личные ошибки становятся катаклизмы общественные: репрессии в стране, грядущая война… Когда, например, в комнату Ахматовой на Фонтанке накануне встречи нового 1941-го (года 20-летия со дня расстрела чекистами мужа, Николая Гумилёва, и года начала Великой Отечественной войны) приходят с того света близкие друзья её недавних дней, талантливые представители богемы Серебряного века – Гумилёв, Кузмин, Блок, Маяковский, Хлебников, Сологуб, Мандельштам, Брюсов... И зовут её туда, откуда пришли, – в ад. Как говорит сама Ахматова в поэме своей близкой подруге бурной молодости, своему двойнику, танцовщице Ольге Судейкиной: «Ведь сегодня такая ночь, когда нужно платить по счёту!» Судейкину (в русле режиссёрской концепции) играет одна из молодых Ахматовых, они же двойники.

Чувство вины. Оно не может не быть даровано человеку свыше. Это не разрушительное, а созидательное чувство, потому что вслед за ним последуют исповедь и покаяние. Тем и другим наполнены поэма и спектакль.

А покаяние открывает перед человеком перспективу истины.

Оттого так пронзительна заключительная сцена спектакля, в которой три воплощения Ахматовой, обретшие целостность, взволнованно, как молитву, произносят важные слова:

 

От того, что сделалось прахом,

<...>

Обуянная смертным страхом

И отмщения зная срок,

Опустивши глаза сухие

И ломая руки, Россия

Предо мною шла на Восток.

 

В своих «Записках» Ахматова говорит о поэме, что «любит перечитывать написанное вслух» и что «тайный хор моих друзей и слушателей – сограждан, погибших в Ленинграде во время осады, становится для меня оправданием этой вещи».

Спектакль «ГЛАСА» можно назвать таким перечитыванием. Интересным перечитыванием!

Шандор Юрьев

 

Тэги: Анна Ахматова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Несколько вспышек памяти

    13.04.2022
  • «Вы поднимете прекрасное лицо...»

    09.03.2021
  • Богема и «бомонд»

    14.10.2020
  • Тревогам вопреки

    01.07.2020
  • Цена признания

    23.06.2019
  • «Я воюю против клеветы»

    105 голосов
  • Цена признания

    45 голосов
  • Богема и «бомонд»

    37 голосов
  • «Ахматова? Она ж русская!»

    34 голосов
  • Восемнадцатое марта

    25 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS