Два конкурирующих Грушинских фестиваля обнажили кризис бардовского движения
Мы уже писали о конфликте, развивавшемся в течение года вокруг легендарного фестиваля памяти Валерия Грушина, ежегодно собирающего под свои знамёна сотни тысяч любителей авторской песни. И вот он достиг своего апогея. На сей раз в пойме реки Волги состоялось сразу два 34-х Грушинских фестиваля. Традиционно проводивший его самарский клуб им. Грушина, возглавляемый Борисом Кейльманом, был вытеснен с «напетой» многими поколениями бардов легендарной поляны в районе Майстрюковских озёр, по сути дела, в чистое поле. Кем? Новоявленными организаторами – НПФ «Мета» из Тольятти, ТО «Самарские барды» и неким московским фондом. Оказалось, что можно просто взять землю фестивальной поляны в аренду, объявить себя правопреемником всех предыдущих и обозначить исключительное право на проведение всех последующих фестивалей. Заодно назвав принадлежащие многолетнему его организатору свидетельство о регистрации и депонировании объекта авторского права, свидетельство о регистрации сценария, товарные знаки и фирменные наименования не имеющими силы. И это в то время, когда Патентная палата РФ своим постановлением от 29 июня с.г. указала, что два из трёх фирменных наименований используются новыми «хозяевами» незаконно, а вопрос относительно третьего находится в стадии рассмотрения.
И тем не менее, несмотря на то что право на аренду земли грушинской поляны к моменту открытия слёта в государственных органах «экспроприаторами» зарегистрировано не было и оплата соответственно не произведена, они всё же стали проводить «свой» собственный 34-й фестиваль. Точка в этом вопросе будет поставлена юристами, которые, остаётся надеяться, спокойно, без эмоций вынесут правовое решение. Я же – человек пристрастный, поскольку здесь, на грушинском, прошла моя юность. И потому не могу не воздать должное работе «старого» оргкомитета, обустроившего фестиваль на новом месте, а вернее на пустоши, всего за две недели. И эту незаметную для большинства гостей работу хочется, выражаясь высоким штилем, приравнять к подвигу: все фестивальные службы трудились бесплатно, но сделали возможным проведение всех запланированных мероприятий. Работало жюри, работали творческие мастерские, звучали песни на концертных площадках, шли спортивные соревнования, дети играли на оборудованных детских площадках, руководимая Виталием Шабановым футбольная «сборная Мира» готовилась к матчу со сборной Самары – грушинская жизнь текла по проторённому за много лет руслу... Как сказал почётный гость слёта лётчик-космонавт Георгий Гречко: «Здесь я снова услышал любимые мною песни, которые мы брали с собой на орбиту», а Юрий Шевчук, приехавший со своей «ДДТ» всей командой поддержать фестиваль, поздравил всех с отсутствием на нём шоу-бизнеса, после чего дал большой концерт, также не взяв за это с организаторов ни копейки.
Одним из главных событий стал, конечно же, ночной концерт на знаменитой сцене-гитаре, после которого взыскательные зрители, так называемая гора, долго скандировала громогласное «Спа-си-бо!». Но самое главное, как мне кажется, заключалось в удивительном единении людей. Когда в воскресный вечер на лагерь обрушился ураганный ливень и вся электроника в одночасье стала бесполезной, члены жюри и почётные гости в течение трёх часов хором пели под проливным дождём знаменитые песни, поддерживаемые всем грушинским людом. И это стало мощным заключительным аккордом единственно «правильного» фестиваля, состоявшегося вопреки всему. Председатель его оргкомитета – депутат Государственной Думы А. Иванов, чей личный вклад в «общее дело» трудно переоценить, поблагодарив организаторов и участников, выразил уверенность в том, что в следующем году фестиваль имени Валерия Грушина будет один, ибо две одноимённые акции, проходящие в одно и то же время, иначе как нонсенсом не назовёшь.
Что же до «оккупированной» старой фестивальной поляны в районе Майстрюковских озёр, то там всё также прошло по установленному за много лет сценарию. Был и концерт на гитаре, и выступления авторов-исполнителей, и футбольный матч, и многое другое. Ничего принципиально нового свежая команда предложить зрителям не смогла. Хорошо, что сюда смогли приехать люди, которых клуб им. Грушина по тем или иным причинам пригласить не смог, но всё-таки остаётся открытым вопрос: зачем дублировать, пытаться подменить собой традиционный фестиваль? Не проще ли придумать собственный, принципиально отличный, начать с чистого листа? Организовал же известный петербургский бард В. Вихорев фестиваль на Соловецких островах, когда его не устроили порядки, установленные, по сути дела, захватившими традиционный «Петербургский аккорд» заезжими из столицы. Но желающих хватать и отбирать чужое куда больше, нежели способных созидать.
А ещё – грустно смотреть на раскол бардовского сообщества. На тех авторов-исполнителей, что, польстившись на более выгодные предложения, выступили в роли перебежчиков. На тех, кто занял олимпийскую позицию наблюдателей и вообще остался дома, не желая делать выбор сейчас, чтобы потом примкнуть к победившим... Знаменитая песенная строка «Возьмёмся за руки, друзья» звучит сегодня особо актуально, но кажется при этом прекраснодушной наивностью.
, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ