Мы часто бросаем в разговоре: "А был ли мальчик?" или "Хьюстон, у нас проблемы!", даже не зная, какие драмы стоят за этими выражениями.
Первая фраза пришла к нам из романа Горького "Жизнь Клима Самгина". В одной из сцен 12-летний Клим становится свидетелем трагедии. Его друг Боря тонет, провалившись под лёд. В ужасе мальчик выпускает ремень, за который цеплялся утопающий. Прибежавшие взрослые, не увидев провалившегося под воду, спросили: "Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?". Эти слова навсегда остались в памяти героя как символ его вины. Горький намеренно повторял эту фразу в ключевых моментах романа, пока она не превратилась в народное выражение и не утратила первоначальный смысл.
13 апреля 1970 года астронавт Джон Суайгерт передал в Хьюстон: "У нас была проблема". Он сообщил о взрыве кислородного баллона на "Аполлоне-13". В оригинале фраза звучала в прошедшем времени, ведь экипаж уже начал решать ситуацию, угрожавшую их жизни. Но после выхода фильма "Аполлон-13", где Том Хэнкс в роли командира произнёс: "Хьюстон, у нас проблемы" в настоящем времени, именно эта версия стала культовой.
Интересный факт: в 1995 году NASA официально признало, что благодаря фильму ошибочная версия фразы стала настолько популярной, что её начали использовать в учебниках по истории космонавтики.
Фото: Freepik