В её основе – одна из сказок сборника «1001 ночь». Автор музыки композитор, заслуженный деятель искусств Узбекистана Совет Варелас (1923–1997) сделал акцент на лирической линии Аладдина и принцессы Будур, дополнив сюжет тонкими юмористическими моментами.
Примечательно, что опера и здание театра оказались практически ровесниками. Впервые «Волшебная лампа Аладдина» прозвучала в 1978 году на сцене Ташкентского Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои, где выдержала более двухсот постановок и после небольшого перерыва в 2016 году вновь вошла в репертуар театра, продолжая радовать маленьких зрителей и по сей день.
Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, как известно, открыл свои двери в 1979 году, став для огромного количества мальчишек и девчонок мудрым проводником в мир классической оперы и балета. Неудивительно, что театр обратил своё внимание на «Волшебную лампу Аладдина», которую можно по праву считать классикой детского оперного жанра.
Постановка получилась поистине феерическая: красочная, подвижная, сказочная... Опера, созданная более 40 лет назад, прозвучала на редкость свежо и современно, заворожив с первых звуков даже самых маленьких зрителей, что свойственно поистине талантливым произведениям. Яркие запоминающиеся мелодии, тонкий восточный колорит, динамичная музыкальная драматургия с быстрой сменой сцен и сквозными номерами, сочные краски костюмов и поистине сказочные декорации не давали зрителям шанса отвлечься от действия ни на секунду.
Работу творческого коллектива сложно переоценить. Постановка стала примером удивительно гармоничной взаимосвязи музыки, сценического действия, художественного искусства и слова. Невероятно красочные декорации и костюмы, передающие во всём многообразии колорит Востока, поражают богатством деталей. От сцены было невозможно оторвать взгляда, хотелось рассмотреть каждый сантиметр этой сказочной красоты. Ещё приятно удивило чёткое произношение текста. В ариях, ансамблях, хоровых номерах без труда слышалось каждое слово. Не нужно было заглядывать в либретто, чтобы понять происходящее на сцене. Слово и музыка легко и непринуждённо ведут зрителя по сюжетным перипетиям. Быстрая смена сцен и декораций (базарная площадь, дворец султана, пустыня, пещера с сокровищами, дом Аладдина и т.д.), большое количество ярких танцевальных номеров, органичная игра актёров придают сценическому действию особую динамичность.
Режиссёром захватывающей восточной сказки выступил художественный руководитель театра Георгий Исаакян, дирижёром – Алевтина Иоффе, художником – заслуженный художник России Станислав Фесько, который принимал активное участие в постановке оперы в далеком 1978 году в Ташкенте и пронёс преданность этому произведению через всю свою творческую жизнь. Благодаря Станиславу Иосифовичу «Волшебная лампа Аладдина» была поставлена на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета в 1999 году. Именно он предложил оперу к постановке в театре имени Наталии Ильиничны Сац.
Премьера прошла блестяще! Зал, заполненный до отказа, беспрерывно взрывался восторженными аплодисментами. В конце вместе с актёрами на сцену вышли главный режиссёр, дирижёр, художник, балетмейстер и дочь композитора Елена Мейке, специально приехавшая на премьеру оперы из Финляндии. Приподнятое настроение и праздничная атмосфера ещё долго не покидали слушателей.
Прекрасная музыкальная сказка продолжает свой сценический путь. Добро, красота, душевное тепло, заложенные в «Волшебной лампе», дарят тепло уже новому поколению маленьких зрителей.
Ольга Никольская