— А вы знаете, что в этом году фотографии исполняется 170 лет? — таким вопросом встретил меня генеральный директор «Фотоцентра» на Гоголевском бульваре Валерий Никифоров. — А самому «Фотоцентру» стукнуло 25 лет.
Долгое время центр был выставочным залом Союза журналистов СССР и являлся отделом Центрального дома журналиста, что с хозяйственной точки зрения было крайне неудобно. В 1993 году выставочный зал стал самостоятельным юридическим лицом в статусе творческого объединения. Учредителями выступили: Союз журналистов России, Союз журналистов Москвы и Конфедерация журналистских союзов стран СНГ.
Главным направлением работы «Фотоцентра» является выставочная деятельность. За минувшие годы проведены сотни различных выставок, но при всём жанровом многообразии приоритетом была и остаётся репортажная фотография. Сегодня в связи с кризисом «Фотоцентр» испытывает серьёзные финансовые трудности, но главному принципу не изменяет: экспозиционный материал должен быть высокого уровня, без «наворотов» и необдуманного экспериментаторства.
Помимо выставочной «Фотоцентр» ведёт учебно-методическую, консультационную работу по повышению профессионального мастерства фотожурналистов, помогает в освоении новейших технологий. Здесь проводятся различного рода семинары-практикумы, мастер-классы, презентации фототехники и пр.
Для Валерия Никифорова нет запретных тем, главное, чтобы снимки были профессиональными. Вот, например, сейчас работает выставка «Жемчужины Украины» фотографа из Тернополя Вячеслава Костюкова. Она посвящена высшему проявлению красоты в природе – Женщине. Это более 160 крупноформатных цветных фоторабот в стиле «ню». В историю фотографии Вячеслав Костюков вошёл как один из «пионеров советской эротики».
А перед этим экспонировалась авторская выставка «Президент» фоторепортёра «Комсомольской правды», фотографа президентского пула Анатолия Жданова, приуроченная к первой годовщине «президентства» Дмитрия Медведева. Концепция выставки: минимум протокола, глянца и паркета – больше неформальных, «живых» кадров, где президент представлен личностью, которой не чужды нормальные человеческие эмоции и чувства. Кстати, в прошлом году с подобным подходом успешно прошла фотовыставка А. Жданова «Просто Путин». После Гоголевского она экспонировалась в российских центрах науки и культуры в Брюсселе, Люксембурге и Берлине. Так что выставочная экспансия «Фотоцентра» распространяется и за рубежи России.
По мнению Валерия Никифорова, недостаточно просто развесить пусть даже и «суперклассные» работы – экспозиция должна быть подчинена какой-то идее, выстроена в соответствии с определённой концепцией. В качестве иллюстрации он рассказал историю майской выставки, посвящённой 64-й годовщине Победы:
– У нас большой архив военных фотографий. Это авторские отпечатки. Казалось бы, все они известны, зрителя ими не удивишь, но мы придумали интересное концептуальное решение. В центральном архиве аудиовизуальных документов Москвы, с которым у нас давняя дружба, оказалась редкая плёнка фотокора «Красной звезды», на которой запечатлён ввод частей Красной Армии в Иран. Мало кто знает, что в августе – сентябре 1941 года советские войска оккупировали территорию северного Ирана. Эта операция под кодовым названием «Сочувствие» в самые трагические месяцы Великой Отечественной войны с военно-политической точки зрения была проведена безупречно. Она помогла сохранить южный коридор ленд-лиза и полностью контролировать каспийскую нефть.
Затем мы связались с сыном известного советского фотожурналиста Роберта Диамента, который снимал войну в Заполярье и северные конвои, и дали раздел войны на Севере с 12-метровой панорамой, свёрстанной из 6 кадров, сделанных во время следования конвоя из Англии в Мурманск.
В центре экспозиции, между северными и южными событиями, мы разместили лучшие работы из нашего собрания о Великой Отечественной войне.
А на втором этаже сделали фотовыставку «Пылающий остров» Юрия Королёва (журнал «Советский Союз») и Виктора Ахломова (газета «Известия»), посвящённую 40-летию событий на о. Даманский, т.е. военному конфликту с Китаем. Тем самым мы особо подчеркнули тему преемственности воинских, боевых традиций дедов и отцов, которые советские пограничники подтвердили, отстояв честь и достоинство Родины. Достаточно сказать, что по итогам этих событий пятерым участникам присвоены звания Героев Советского Союза. Поразительной получилась выставка, которая стала первой в задуманном цикле «Горячие точки Победы».
Ныне фотографические технологии совершенствуются. В фотографии произошла «бархатная» цифровая революция. Появилась новейшая аппаратура и программы обработки изображений… Фотография стала массовым увлечением. Подчас работы любителей не уступают профессиональным.
Много молодых фотографов взяли свой творческий старт на Гоголевском. В плане поддержки творчества молодёжи регулярно проводятся выставки. Так, недавно прошла выставка «Смотрины» выпускников Школы журналистики газеты «Известия».
«Удивительное дело: в такой огромной стране, как Россия, нет системного фотографического образования. Нет государственного подхода к этому делу. Курсов всяких полно, но они подчас прививают дурной вкус. А ведь фотография – мощнейшее средство коммуникации и эмоционального воздействия. И овладение этим искусством по высшему классу – архиважная задача. Надо учить фотодизайну и бильдредактуре. Нет книг и учебных пособий по истории отечественной фотографии, теории и практике, фотожурналистике. Есть труд профессора В. Березина, который издан на правах учебно-методического пособия, и… всё! А ведь одна талантливая фотография может отразить эпоху, а одна гениальная – вечность.
При нынешнем тотальном увлечении людей фотографией им надо прививать фотографическую культуру. Скажем, надо иметь вкус и талант, чтобы обрабатывать фотографию в фотошопе, а не быть «обезьяной с гранатой». Технологии шагают вперёд, а их умное освоение плетётся в хвосте и постигается методом «тыка». Когда снимали на плёнку, берегли каждый кадр, дорожили каждым щелчком затвора фотокамеры, а сейчас снимают в режиме автомата, а потом отбирают лучший кадр и – вперёд, на покорение фотографического Олимпа. Снимать надо не камерой, а головой», – заключает Валерий Иванович.
Подготовила
Часы работы «Фотоцентра»: 11.00–19.00, ежедневно, кроме понедельника. Тел.: (495) 690-6996, (495) 691-8602, www.foto-expo.ru