В Волгограде случилось нечто беспрецедентное: мэрия областного центра в лице департамента муниципального имущества подала в суд на 48 жильцов – членов товарищества собственников жилья «Краснополянская-3». Она требует признать недействительной и незаконной регистрацию товариществом права общедолевой собственности на нежилые помещения. В исковом заявлении департамент указывает, что при регистрации не были учтены права мэрии на часть подвальных помещений.
По словам же председателя правления ТСЖ Игоря Вихорева, на спорных площадях находятся внутридомовые коммуникации и инженерное оборудование. Кроме того, нарушая статью 36 ЖК РФ, департамент муниципального имущества предоставил жильцам неверную схему подвальных коммуникаций. Наверное, для того, чтобы замести следы закопанного ими «клада», состоящего из труб и прочего инженерного оборудования. Однако озабоченные жильцы не собираются играть в кладоискателей – ведь никто из них, включая и членов правления ТСЖ, не может войти в подвал. А если случится авария?
«Это редчайший случай – слуги народные судятся со своими «хозяевами», пытаясь отобрать принадлежащую им собственность, да ещё ставят их на грань техногенной катастрофы!» – говорил Игорь Вихорев в своём выступлении на круглом столе «Управление многоквартирными домами: что нужно изменить в законодательстве?», состоявшемся в Центральном Доме журналиста.
Участники круглого стола – лидеры жилищных объединений из различных регионов России – в разной степени прочувствовали собственной кожей действие непродуманных, половинчатых мер в реформе ЖКХ. И накидали столько вопросов, что эксперты из различных институтов и фондов лишь разводили руками. Почему не решается проблема межевания? Почему муниципальные власти пытаются откусить куски земли, принадлежащие жилтовариществам, для точечной застройки? Почему людей чуть ли не силой загоняют в ТСЖ, а деньги на капитальный ремонт не дают, хотя здания находятся в таком состоянии, что никаких средств у собственников не хватит? Почему законы, принятые ещё в начале 90-х годов, и поныне действуют и вступают в противоречие с новым Жилищным кодексом? Почему в этом кодексе не обозначены права самой бедной прослойки населения (а их 20%!), проживающей в ветхом жилье и вынужденной заключать договоры на обслуживание напрямую с подрядными организациями?
«Власть откровенно саботирует выполнение законов, ворует у людей землю и имущество», – резко высказалась депутат Государственной Думы РФ Галина Хованская.
И дело не в новых поправках к нормативным актам, которых и так предостаточно: сколько их ни принимай, они неминуемо войдут в противоречие с уже существующими нормами и только ещё больше всё запутают. Выход здесь только один – не быть слабыми. На страницах «Литературной газеты» не раз поднимался вопрос о профессионализме председателей правления ТСЖ. Нельзя допустить, чтобы в такую специфическую сферу, как жилищно-коммунальное хозяйство, влилась масса необученных представителей общественности. Предвижу, с какой обидой отнесутся к моим словам многие опытные председатели жилтовариществ, считающие себя доками в своей сфере. Ведь муниципальные власти и так навешивают на них ярлык «самодеятельности» и откровенно не желают с ними сотрудничать, утверждая, что дом – слишком сложное инженерное хозяйство и его нельзя доверять непрофессионалам.
Значит, нужно учиться, чтобы не дать себя обдурить зарвавшемуся чиновнику. Настоящий председатель правления ТСЖ должен не только уметь проводить собрания, но и знать законы в области ЖКХ, правила управления многоквартирными домами, правила содержания и технической эксплуатации общего имущества, делопроизводство, бухгалтерский учёт и ещё много-много нужных и полезных вещей.
В США, например, управление многоквартирными домами – это сугубо коммерческое дело, и американцы всегда удивляются, узнав, что в России оно отдано на откуп общественным структурам. Жильё находится в частных руках, и домовладелец нанимает грамотного менеджера, а тот, в свою очередь, – обслуживающий персонал: сантехников, дворников, охранников и даже садовника. Менеджер получает зарплату и несёт ответственность перед жильцами за всё – от работы водопроводных кранов до капитального ремонта. И никакие муниципальные чиновники в этот процесс не вмешиваются. В России же институт собственников жилья задумывался в середине 90-х годов, когда романтики-реформаторы больше думали о демократических преобразованиях и развитии местного самоуправления, чем о канализационных трубах, плачущих горькими слезами.
«Требуется специалист по управлению многоквартирным домом с высшим образованием и опытом работы». Таких запросов на досках объявлений пока не видно, поскольку специалистов – единицы. Нужна государственная программа по их подготовке, а это огромные затраты средств и, главное, времени. А жильё между тем ветшает…