Это посещение Донбасса оказалось объёмнее, чем в 2017 году, когда в День защиты детей я участвовала в открытии памятника погибшим детям. Теперь меня пригласили на литературный фестиваль «Звёзды над Донбассом». Его организаторы – Общественная палата ДНР под руководством Александра Кофмана, Русский центр (занимается интеграцией ДНР в российское культурное пространство) и Союз писателей ДНР. Второй по счёту фестиваль собрал около ста участников, среди них самая юная писательница, 11-летняя Фаина Савенкова из Луганска.
Писатели собрались не просто чтобы поговорить о своих делах-заботах. Благодаря общим усилиям уже появились книга «Азбука для детей Донбасса» и сборник «Живи, Донбасс!», куда вошли фантастические рассказы о крае, войне и мире, о будущем. Всех гостей, и меня в том числе, впечатлила атмосфера фестиваля. Что обычно предполагают увидеть приезжие? Разруху и прочие неурядицы. Однако наши встречи проходили в отличной гостинице, в библиотеке имени Крупской, в книжных магазинах, кинотеатрах, в концертном зале филармонии. Всюду было много народа, как говаривали раньше: культурная жизнь бурлит. При этом в Республике создана публичная электронная библиотека, есть сайт-хранилище литературных произведений (скачать любое из них можно бесплатно). Как сказал Александр Кофман: «Донбасс был, есть и будет одним из самых читающих регионов».
Для меня было важно увидеть, как живёт прифронтовой город. То, что сразу бросилось в глаза, можно назвать настоящей фантастикой: на линии разграничения ещё слышны выстрелы, люди кропотливо восстанавливают повреждённые дома, а в центре дончане ходят на работу, в школы, магазины, на концерты. Парадокс: в двух шагах война, а билеты в театры распроданы на два месяца вперёд…
Тем, кто любит порассуждать о прозябании Донецка (особенно в Киеве), стоило бы принять во внимание, что столица Донбасса – чистый город с хорошими дорогами, ухоженными и красивыми парками. Розы, как всегда, цветут, в прибранном состоянии памятники, повсюду ощущается уважение и преданность своей истории. В городе много молодёжи, было приятно видеть, как на утреннюю пробежку двигаются в просторный зелёный парк вереницы подростков. То и дело встречаешь молодых мам с колясками – в Республике высокая рождаемость.
Я общалась с жителями, брала множество интервью, не могла не задавать и «классический» вопрос: кто их бомбит? Не Россия ли? Об этом усердно твердят на Западе, в том числе в Италии, где в редких статьях о Донбассе во всём винят Россию. В ответ слышала возглас: «Не-е-ет! Нас бомбит Украина! Россия нам только помогает! Напишите и сообщите всем!» На вопрос, хотят ли жители Донбасса вернуться на Украину, также однозначно и почти криком отвечали: «Не-е-ет! После всего этого? Больше никогда». Да, местные жители «только и ждут, когда Россия найдёт возможность и заберёт Донбасс».
Люди признательны России за гуманитарную помощь, благодаря которой они могут выживать, ремонтировать разрушенные дома, думать о будущем и строить его. Когда говорили об Украине, в их словах не было ненависти, и я вновь чувствовала, что это такое – великодушие русского человека! Здесь всё помнят, в городах Донбасса стоят памятники героям ополчения и жертвам агрессии Украины, но в университетах работают кафедры украинской филологии. Донбасс не воюет ни с украинским народом, ни с его языком.
Впечатлил рассказ одной пары о поездке в Крым, где живёт дочь. Супруги только что вернулись оттуда на машине и восторженно рассказывали об увиденном – «шикарный мост, отремонтированные и расширенные дороги, прекрасный аэропорт…»
Музей боевой славы в Центре патриотического воспитания школы Петровского района впечатляет до глубины души. В нём много фотографий, в том числе запечатлевших трагические дни лета 2014 года (фото сверху) / ФОТО АВТОРА
Но всё же общение с людьми возвращало к реальности, к будням. Мои собеседники рассказывали об ужасных обстрелах, под которыми возвращались с работы, иногда падая на землю, о том, как близкие получали инфаркты. Говорили и о том, как отказались бежать на Украину к родственникам. Люди старшего поколения жаловались, что Украина не платит пенсии с 2014 года, хотя пенсии честно заработаны.
При этом везде я встречала доброжелательность, открытость, глаза людей излучали доброту и уверенность, что они выстоят.
Я побывала в районах Донецка, которые Украина бомбила особенно жестоко в первые месяцы агрессии. Многие дома стоят разрушенные, сгоревшие, без окон или с заколоченными окнами. В одном из таких кварталов на скамейке под деревом сидели двое мужчин и бабушка. Сначала говорили со мной настороженно, уж не передам ли я в Италию что-то не то? Но потом растаяли, я узнала, что они продолжают жить в полуразрушенных домах. Восстановили жильё частично – средств не хватает, а кроме того… война ещё не закончена. В другом квартале пожилые женщины показали угол своего дома, куда попал снаряд, а они сами всё отремонтировали. Ходишь среди разрушений и вдруг видишь пёстрые и весёлые детские площадки, которые жители обустроили. Ясно, что взрослые с такой любовью украшают площадки, чтобы подарить детям островок счастья.
Об этом же напомнил встретившийся автомобиль «Запорожец» 1967 года в исполнении на экспорт с номерами «ДНР–СССР». Хозяин машины Анатолий рассказал, что машина состояла в Клубе «Авто Ретро Донбасса», но теперь, пожаловался он, в связи с этими событиями клуб развалился.
Большое впечатление произвело посещение Музея боевой славы, расположенного в Центре патриотического воспитания при школе Петровского района (в ней 200 учеников, из них 47 – отличники). Школу бомбили много раз, но теперь она отремонтирована, в хорошем состоянии. Музей рассказывает не только о событиях Великой Отечественной войны, но и афганской и нынешней гражданской. Особенно тяжело было мне в комнате памяти убитых детей. Их фото, их только начинавшиеся жизненные истории – больно до слёз. Вновь задаёшься вопросом: ответят ли за это когданибудь виновные? Турчинов, Порошенко или Зеленский – они ответят?!
Овладело мной и чувство досады из-за того, что в Италии эту войну игнорируют, просто – информационная блокада. Весьма редко что-то просачивается – обычно это связано с официозом в рамках Минских соглашений. Остальное – дезинформация и антирусская пропаганда.
Конечно, всегда задавала жителям вопрос: как им живётся? И ответ был один: тяжело. В условиях экономической блокады, которой уже более шести лет, люди испытывают немалые трудности в материальном плане. Зарплаты низкие, в магазинах есть всё, но цены на продукты – на уровне между Москвой и Краснодаром (так определил один водитель такси). Работы мало, и особенно высокооплачиваемой.
Молодые люди, с которыми общалась перед самым отъездом, привели пример: в магазинах спокойно продаётся «Моршанская» минеральная вода с Украины – полуторалитровая за 60–65 рублей, и её покупают, а вода донецкого производства «Новоазовская» (ничуть не хуже) стоит 12 рублей! Объяснений ребята не находят, задаются вопросом: зачем деньгами дончан поддерживать того, кто не желает тебе добра? Ещё с грустью рассказали, что до войны молодёжи на Донбассе жилось весело – развлечения, спорт. Было всё: и культурные мероприятия, и «объездные шашлыки» (так на местном сленге называли блюдо, которое готовилось в окрестностях Донецка), работали рестораны, недорогие и качественные. Сейчас всё по-другому, заботы иные.
Неопределённость сильно влияет на людей. Я это почувствовала. Но знаю: народ Донбасса – мужественный, гордый, и сегодняшние тяготы он несёт с достоинством. Я сполна ощутила, что поставить Донбасс на колени никому не дано. На передовой сражаются ополченцы (теперь это уже свои обученные военные), они защищают право жить по своим моральным принципам на основе своих ценностей. А мирные жители тоже сражаются, показывая всему миру стойкость, верность традициям шахтёрского края. …Дорога обратно проходит между терриконами, полями пшеницы, вдоль степи, уезжаю всё дальше от Донбасса, а мне уже его не хватает. Вспоминаю лица тех пожилых людей на скамейке, их глубокие грустные глаза, но ещё и голубые лучистые глаза детей, в которых отражаются небеса Донбасса.
Маринелла Мондаини, писатель, Донецк–Москва