Когда-нибудь, когда меня не будет,
Когда я буду в будущем и прошлом
(О настоящем я не говорю),
Среди стихов прочтут мои стихи.
В.С.
Он знал о себе всё. Он творил «sub specie aeternitatis» (под знаком вечности). Знал, что, по слову Н.В. Гоголя, «участь поэта печальна на Земле». И признавался:
Так живу я, как будто
Бессмертье обещано мне…
«Замечательный человек жил в ХХ веке в Москве. Знал её всю – каждую улицу, переулок, площади и бульвары. Места людные, места тихие, укромные, с их старинными двориками, с особыми московскими запахами, красками и звуками. Да, он знал Москву, беззаветно любил её и воспел неповторимым голосом тончайшего лирика и великого гражданина Отечества. Писал: «Если была у меня любовь, то это ты, Москва».
Своими творениями он возвёл памятник нашей Москве на века.
Имя этого москвича – Владимир Соколов».
Это фрагмент из предисловия к книге «Москва Владимира Соколова».
Не удивляйтесь, что вы не видели этой книги и не слышали о ней. Пока существует лишь первоначальный образ этой книги и условное её название – «Александровский сад».
Идея этой книги зародилась в недрах Соколовского общества, которое сформировалось одновременно с созданием общественного музея В. Соколова при библиотеке № 118 в Лефортово. Библиотеку эту в народе давно уже называли Соколовкой. Сейчас она официально носит имя классика русской поэзии ХХ века Владимира Соколова.
Десять лет назад, когда его уже не было с нами, решили сделать подарок к дню рождения Владимира Николаевича. Я тщательно подготовила текст, содержание книги – стихи и поэмы Соколова о Москве. Существует её макет, созданный Юрием Лаврушиным.
Сейчас мы отмечаем 95-летие со дня рождения Мастера. Но до сих пор не удалось издать эту книгу. До сих пор активистам Соколовского общества не удаётся добиться разрешения на установление мемориальной доски ни на доме в Лаврушинском, 17, ни на даче в Переделкино. Не удаётся решить вопрос о присвоении имени Соколова школе, в которой он учился. Необходимо внести в школьную программу стихи Соколова – российские дети должны изучать русский язык и литературу на лучших образцах. Очевидно, было бы важно создать литературную премию имени В. Соколова. Престижно для столицы было бы поставить памятник несравненному певцу Москвы, её почётному гражданину. Кстати, нам кажется, что было бы красиво присвоить (хоть посмертно) звание почётного гражданина Москвы воспевшему её поэту.
Речь идёт об увековечении памяти выдающегося поэта, пронзительнейшего русского лирика, который уже при жизни, в своём лермонтовском возрасте (27 лет) был признан классиком. Верный сын России, которая буквально проросла в него, в его творчество, даже в любовную лирику, писал о ней искренно, не солгав ни словом, ни поступком:
Что-нибудь о России,
Стройках и молотьбе?
Всё у меня о России,
Даже когда о себе.
…
Видел я, как выбивалась
Волга из малых болот.
Слышал, как песня певалась
И собиралась в поход.
Что-нибудь о России,
Стройках и молотьбе?
Всё у меня о России,
Даже когда о тебе.
Сам Соколов предпочитал быть «держащимся в тени, не тем, о ком трезвонят», знал, что «от века поэтова корка черства». Именно поэтому и тем более потомки должны воздать Поэту по его заслугам.
Несомненно, пришла пора издать полное собрание сочинений Владимира Соколова.
Ведь следующий юбилей поэта – его столетие!
Марианна Роговская-Соколова