Когда я вижу слово «Культура», то хватаюсь за пульт и лихорадочно давлю на кнопки
Ибо с недавних пор я перестал смотреть данный канал. Зачем? Архангельского, Швыдкого и Виктора Ерофеева я уже в лицо знаю, их мировоззренческие тезисы давно выучил наизусть, а новых лиц – особенно имеющих отношение к русской и мировой культуре – я там всё равно не увижу.
Разве что случайно мелькнёт Светлана Захарова, но её, пожалуй, в «Парламентском часе» ожидать вернее. Или отведут пару часов творческому вечеру Дианы Вишнёвой – и всё.
Балет преимущественно представлен Цискаридзе, по счастью, в разговорной ипостаси: танцует Николай Максимович по-прежнему достойно, но вот говорит уже лучше. У кого-то, я слышал, оскомина, но я не устал. Тем более что нечастый я ныне гость на канале. Что там делать? Ещё раз на Бэлзу посмотреть? Увольте, мне интересны другие герои. Желательно, не из бойцов художественного слова, а из певцов и танцовщиков. Мне нужны лица оперных див и первых балерин, хорошо бы из потенциальных.
Смешно ведь получается: я знаю Аньес Летестю, Летицию Пужоль, Орели Дюпон и Мари-Аньес Жилло лучше, чем Галину Степаненко или Надежду Грачёву. Доведись столкнуться на улице с последними, так, пожалуй, и не признаю. В отличие от упомянутых француженок.
Почему?
Знакомству с французским балетом мне помогает канал MEZZO, который вошёл в мой дом вместе с витой парой Интернета в составе основного пакета кабельного телевидения.
Иного теперь не смотрю.
«Суровый галльский смысл» заключается в том, что MEZZO совсем отказался от ведущих. Канал не навязывает мне «говорящие головы» и разговорные передачи – он умеренно предлагает творческие портреты и иную документалистику «со словами», причём так, что даже моего скромного английского и не скромного, а вовсе никакого французского хватает для того, чтобы усвоить минимум материала.
Потерпеть стоит, ибо точно известно, что после «фильмы» о, например, Натали Дессэ я буду вознаграждён её сопрано, а репортаж о создании Чжаном Имоу сценической версии оперы «Турандот» в Запретном Городе Пекина будет следовать аккурат после демонстрации данной постановки шедевра Джакомо Пуччини.
Имея дело с MEZZO, я точно знаю, когда и что мне ждать. Что пара дней отведена балету, регулярно есть оперные часы, каждую ночь я могу слушать джаз и всегда – классическую «попсу» с крупнейших «опен эйров» Европы.
Что из того, что оперные субтитры даются по-французски? Под рукой Интернет, где отыскать либретто – не проблема.
В общем, на MEZZO открыли главный секрет ТВ: зрелищность. На «Культуре» я сильно рискую попасть на одно из многочисленных ток-шоу, а мне, поверьте, Андрея Максимова видеть менее приятно, чем Светлану Захарову, а ещё меньше – их вместе в «Ночном полёте». Умные разговоры лучше, да и полезнее читать. Во всём нужен свой подход. Французы поняли, что балет смотрят, оперу слушают и смотрят, книги читают даже без картинок, а болтают в кафе или на рабочем месте.
На данном музыкальном канале не до трёпа: слишком много симфонической и камерной музыки, оперы и балета создано человечеством, чтобы тратить время на трансляцию экспертного мнения о произведении в ущерб знакомству с предметом оценки.
Вот так и получилось, что на фоне тотальной ТВ-пошлости «каналом альтернативной музыки и жеста» стала не наша «Культура», а французский MEZZO. Да, круг лиц канала из Франции ограничен, но это лица мастеров искусства, а не «творческой интеллигенции» из числа журналистов.
Я ничего не хочу знать о Тимати и Ксении Собчак, меня тошнит от вида Павла Воли, и «Культура», слава богу, освобождает меня от них. Но я хочу видеть Ольгу Гурякову и Хиблу Герзмаву, Екатерину Кондаурову и Алину Сомову как минимум не реже, чем Флярковского.
Пока, увы, надежды на это тщетны: ведь даже Анну Нетребко на MEZZO можно увидеть чаще, чем на родной «Культуре».