Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Когда я вижу слово «Культура»

01 января 2007

ТЕЛЕМУЗЫКА

Когда я вижу слово «Культура», то хватаюсь за пульт и лихорадочно давлю на кнопки

Ибо с недавних пор я перестал смотреть данный канал. Зачем? Архангельского, Швыдкого и Виктора Ерофеева я уже в лицо знаю, их мировоззренческие тезисы давно выучил наизусть, а новых лиц – особенно имеющих отношение к русской и мировой культуре – я там всё равно не увижу.

Разве что случайно мелькнёт Светлана Захарова, но её, пожалуй, в «Парламентском часе» ожидать вернее. Или отведут пару часов творческому вечеру Дианы Вишнёвой – и всё.

Балет преимущественно представлен Цискаридзе, по счастью, в разговорной ипостаси: танцует Николай Максимович по-прежнему достойно, но вот говорит уже лучше. У кого-то, я слышал, оскомина, но я не устал. Тем более что нечастый я ныне гость на канале. Что там делать? Ещё раз на Бэлзу посмотреть? Увольте, мне интересны другие герои. Желательно, не из бойцов художественного слова, а из певцов и танцовщиков. Мне нужны лица оперных див и первых балерин, хорошо бы из потенциальных.

Смешно ведь получается: я знаю Аньес Летестю, Летицию Пужоль, Орели Дюпон и Мари-Аньес Жилло лучше, чем Галину Степаненко или Надежду Грачёву. Доведись столкнуться на улице с последними, так, пожалуй, и не признаю. В отличие от упомянутых француженок.

Почему?
Знакомству с французским балетом мне помогает канал MEZZO, который вошёл в мой дом вместе с витой парой Интернета в составе основного пакета кабельного телевидения.

Иного теперь не смотрю.
«Суровый галльский смысл» заключается в том, что MEZZO совсем отказался от ведущих. Канал не навязывает мне «говорящие головы» и разговорные передачи – он умеренно предлагает творческие портреты и иную документалистику «со словами», причём так, что даже моего скромного английского и не скромного, а вовсе никакого французского хватает для того, чтобы усвоить минимум материала.

Потерпеть стоит, ибо точно известно, что после «фильмы» о, например, Натали Дессэ я буду вознаграждён её сопрано, а репортаж о создании Чжаном Имоу сценической версии оперы «Турандот» в Запретном Городе Пекина будет следовать аккурат после демонстрации данной постановки шедевра Джакомо Пуччини.

Имея дело с MEZZO, я точно знаю, когда и что мне ждать. Что пара дней отведена балету, регулярно есть оперные часы, каждую ночь я могу слушать джаз и всегда – классическую «попсу» с крупнейших «опен эйров» Европы.

Что из того, что оперные субтитры даются по-французски? Под рукой Интернет, где отыскать либретто – не проблема.
В общем, на MEZZO открыли главный секрет ТВ: зрелищность. На «Культуре» я сильно рискую попасть на одно из многочисленных ток-шоу, а мне, поверьте, Андрея Максимова видеть менее приятно, чем Светлану Захарову, а ещё меньше – их вместе в «Ночном полёте». Умные разговоры лучше, да и полезнее читать. Во всём нужен свой подход. Французы поняли, что балет смотрят, оперу слушают и смотрят, книги читают даже без картинок, а болтают в кафе или на рабочем месте.

На данном музыкальном канале не до трёпа: слишком много симфонической и камерной музыки, оперы и балета создано человечеством, чтобы тратить время на трансляцию экспертного мнения о произведении в ущерб знакомству с предметом оценки.

Вот так и получилось, что на фоне тотальной ТВ-пошлости «каналом альтернативной музыки и жеста» стала не наша «Культура», а французский MEZZO. Да, круг лиц канала из Франции ограничен, но это лица мастеров искусства, а не «творческой интеллигенции» из числа журналистов.

Я ничего не хочу знать о Тимати и Ксении Собчак, меня тошнит от вида Павла Воли, и «Культура», слава богу, освобождает меня от них. Но я хочу видеть Ольгу Гурякову и Хиблу Герзмаву, Екатерину Кондаурову и Алину Сомову как минимум не реже, чем Флярковского.

Пока, увы, надежды на это тщетны: ведь даже Анну Нетребко на MEZZO можно увидеть чаще, чем на родной «Культуре».

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS