Удалось побывать на премьерном спектакле «Жених нарасхват» в Костромском драматическом театре, поставленном к юбилею классика. «Жених нарасхват» – так здесь назвали пьесу А.Н. Островского (именем которого назван театр) «Старый друг лучше новых двух».
Весь спектакль – сплошное, непрерывное удовольствие. Ещё одна жемчужинка в современном русском театре! Прекрасное режиссёрское воплощение не самой известной пьесы. Стилистика костюмов очень даже убеждает и впечатляет – можно и так: ярко, цветисто, фольклорно, шутовски немного, крикливо под стать речевой динамике. Хорошо, что это старый русский костюм, без, не дай бог, современной «темы» (как правило, она совершенно неуместна и... стара, это отживший приём в театре – всегда должно быть, на мой взгляд, стилистическое соответствие декораций и костюмов стилистике текста пьесы). Яркость малявинская такая этих костюмов, симпатичная вычурность их, по-моему, хороши. Хорошее музыкальное сопровождение, даже эти шаманские восклицания при такой стилистике можно принять.
При скромности декораций (хотя решение с каретами как бы за окном дома изумительное!) всё сосредоточено в игре актёров. А она замечательная! Весь коллектив замечателен, и каждый на своём месте. По праву зрительской симпатии лично от себя хочу отметить блестяющее исполнение Юлианой Богатовой роли Оленьки. Умно, тонко нюансированно, ярко до необычайности и энергетично, совестливо, с любовью к делу и, конечно, с большим талантом. Спасибо. Действительно богатая, под стать фамилии, глубокая актриса и на глубоком раскрывается (такая-то речь!). Как всегда, акварельно ярок и при этом проницателен в роли Гаврилы Васютина – папочки главного героя – Андрей Москаленко, небросок внешними эффектами, зато вся суть в глубоком раскрытии образа. Нельзя не сказать о мастерской игре исполнителя Станислава Ананьина в роли жениха Прохора Васютина, актёра большого потенциала, с чувством меры и точностью подачи нюансов, тонкостью игровой краски. Очень хорош Игорь Гниденко в роли лакея Ореста – со своим контрапунктом подтекста, яркой деталью, глубиной донесения, естественностью, широтой (чего стоит только эта улыбка при упоминании о пристрастии «к этому проклятому вину»!). Купец Вавило Густомесов может быть и таким – мне как раз понравилось, что не было привычного «Тит Титыча», а именно вот такое органичное неброское решение Вячеслава Смильского, без типизации, а через собственную натуру. Ну и, конечно, блистательные женщины (по пьесе – мамочка Оли Татьяна Никоновна, сплетница Пульхерия Андреевна, мать Прохора Анфиса Карповна), неописуемый букет спектакля – актрисы Антонина Павлова, Евгения Некрасова, Наталья Иншакова. Это ж освоить многословные диалоги и так держать зал! И так всё ёмко и без всякой стилизации. Замечательное при этом актёрство (попросту говоря – работа на сцене, а не просто дежурная мимика и говорение текста). Немного единый тон речи, но это вынужденно и как раз работает, а не отталкивает, это необходимо для силы вещания, тем более что женщины милы и умны необычайно и «в смысл входят». Вообще спектакль динамичен, добро и один свет в нём, да к тому же смешно и очень живо. Заслуженный успех режиссёра-постановщика Сергея Кузьмича и художника Елены Сафоновой.
Юбилей Островского – повод поражаться – нет, не тому, что он гений, это от Бога, Его дар, Островский его просто не растерял, а приумножил, как в притче о десяти талантах. Сколько радости драматург принёс, приносит людям и, Бог даст, принесет ещё. Как преобразовались зрители, сколько человечного, сердобольного, по-хорошему весёлого отразилось в лицах (зал был полон)! Такие спектакли позволяют напомнить ещё и о былой России, о национальных корнях, и каких – художественно выраженных, как в песне или сказе. Меняются времена, а Островский со своим бездонным словом всё тот же – мудрый и полезный. И очень смешной и ясновидящий, конечно. Какая счастливая участь!
Спасибо костромскому театру, он единственный в России, поставивший все 48 пьес А.Н. Островского.