Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 ноября 2023 г.
Общество Дискуссия

Кого бы ещё прикончить в русской литературе?

О традиции увязывать личность и взгляды автора с его произведением

04 ноября 2023

Юбилей Шмелёва прошёл, а споры о нём продолжаются. Споры эти, к сожалению, не о произведениях, а о словах, адресованных Иваном Сергеевичем Гитлеру. Приводить их не буду – вовлечённые и так знают. То, что Шмелёв писал о нацистском «Рыцаре» – тут сомнений нет и быть не может. Другой вопрос: даёт ли это основания для того, чтобы вычеркнуть наследие Ивана Сергеевича из русской литературы?

Гитлер есть абсолютное зло – это догма. И любые реверансы в его сторону должны караться не только морально, но и законодательно. Говорю это как внук воевавших в Сталинграде и прошедших концлагеря. Но когда было произнесено то, что было произнесено Шмелёвым? В каком психоэмоциональном состоянии он находился? В жутком.

Виной тому – чудовищные лишения, голод и прежде всего гибель сына. Большевики расстреляли Сергея Шмелёва в 1921 году. И роман «Солнце мёртвых» рисует картину не только внешнего опустошения, но и опустошения внутреннего. И, как следствие, Шмелёв скрещивает гитлеризм и большевизм. Сейчас так же поступают западные пропагандисты – делают они это намеренно. Иван Сергеевич же поступал так без злого умысла и расчёта.

И тут появляется «во-вторых». Речь о литературном наследии, которым мы разбрасываемся с преступной лёгкостью. Сначала все читали Николая Островского, потом все бросились штудировать Солженицына, а роман «Как закалялась сталь» назвали чуть ли не худшим в истории литературы. На этот счёт очень точно выразился Юрий Власов: «Нет ничего гаже коллективного раскаяния». Особенно, если оно фальшивое.

Можем ли мы проклясть Солженицына за фразу о ядерной бомбе? К слову, советую изучить, что именно он произнёс. Можем ли мы уничтожить Островского за его большевистские взгляды? Готовы ли мы проклясть Горького за его посещение Соловков и книгу о строительстве Беломорканала под его редакцией? В своей телепрограмме «Игра в классики» я делал выпуски и о Горьком, и об Островском, и о Солженицыне – и некоторых зрителей это удивляло. Мол, как же так? Вот этот плохой, а этот хороший. Но не слишком ли мы увязываем личность автора и его произведения?

Гамсун был отвратителен тем, как якшался с Гитлером. Якшался так, что никакому Шмелёву не снилось. Отменяет ли это величие его книг «Голод» и «Пан»? Отменила ли его Норвегия? Прокляла ли Франция Луи-Фердинана Селина? Стало ли хуже «Путешествие на край ночи» от того, что говорил автор позднее? Страны бережно относятся к своему творческому наследию в лучших его образцах. А мы?

Что за страсть у нас спустя век делить на красных и белых и зазывать на баррикады? Что за блажь фонтанировать Гражданской войной? Не нарезались? Не навоевались? Мало? Фокус в том, что долгое время – если вообще не всё время – наша литература работала на уменьшение, на сокращение; итог закономерно трагичен. Вместо расширения пространства творчества и борьбы мы получили его кастрацию и, как следствие, вялую литературу только одного порядка. Кто-то скажет: не стоит вот так огульно, у нас ведь творят разные авторы – пусть так, но не все одинаково поддерживаются, не правда ли?

И каждый раз, когда я вижу подобную работу на сужение и уменьшение, то вспоминаю слова Алексея Лосева: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины – это всё своё, неотъемлемое, родное». Именно литература, в первую очередь она, помогает принять и понять вот это родное. Ради будущего, во всём его многообразии.

Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS